РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Наступило Рождество. Не все в России празднуют этот день. Тем более по григориансокму календарю. Еще меньше людей знают и осознают, что следует праздновать в этот день. Многим знакомы добрые рождественские традиции по поездкам за границу, фильмам или картинам. Кто-то знает что-то о литургических традиция Рождества в православной церкви и иных конфессиях.

Но многие ли задумываются в действительности о смысле этого события Рождества?

Вероятно, те, кто размышляет над этим, читает рождественскую историю, задает себе вопрос: можно ли доверять этой истории? Насколько она достоверна с фактической, исторической точки зрения?

Другой вопрос, который может возникнуть богословского свойства: что значит родился «Божий Сын», «Богочеловек»?

Читать полностью

 


СОЧЕЛЬНИК

В Слове Божьем о Рождестве сокрыта огромная сила. Эта сила не иссякает со временем и не до конца раскрывается нами. Мы не можем в полной мере постичь всю тайну Рождества. Но во всякое время весть о Нем звучит по-новому. И каждый раз Его сила поражает нас. 

Скрытый в этом Слове потенциал достаточен, чтобы нивелировать свякое человеческое слово. Рожденный Младенец сильнее всех мудрецов мира. Сила Рождества побеждает все замыслы смерти.

Читать полностью


Что такое Адвент?

Адвент - время ожидания прихода Христа. Это время существует вне конфессиональных и национальный рамок. Отмечать Адвент - это не просто традиция западного христианства. Адвент означает "приход". Бог приходит в этот мир. Он хочет прийти в нашу жизнь, в наше сердце. И мы готовимся к этому приходу прежде всего внутренне так, чтобы наше сердце стало храмом для Бога, где совершается самое главное Ему служение. Но также мы готовимся и внешне, потому что все должно соответствовать тому, что происходит с нами. Если мы говоримся к приходу долгожданного дорогого гостя, то главное приготовление происходит, конечно, внутри нас самих, но и вся наша жизнь дожна преобразиться. Читать полностью


2 Воскресенье Адвента

Сила маленькой церкви

Дорогие братья и сестры,

 время Адвента прекрасно не только потому, что мы зажигаем свечи, украшаем церкви еловыми ветвями и поем самые красивые хоралы в году. На эти четыре воскресенья у нас очень красивые и вдохновенные библейские тексты. Выслушаем текст для проповеди на 2 воскресенье Адвента: 

Читать дальше


1 Воскресенье Адвента

Мы вступили в новый церковный год. Большинство людей не оперирует такими понятиями как церковный год и не меряют свою жизнь вехами Рождества, Страстного времени и Пасхи. Немногие мыслят начало новой недели с воскресенья. Мало количество тех, кто сознает себя частью христианской церкви, регулярно посещая богослужения и участвуя в жизни своей общины. Это так. Но это совсем не предмет для гордости тех, кто называет себя христианами. Наоборот это постоянная задача, стоящая перед христианским сообществом. Конечно, никогда не будет так, что все одинаково активно начнут участвовать в жизни церкви. Гораздо важнее, чтобы мы не боялись говорить о своей вере, жить с христианским упованием и радостью, свидетельствовать о Христе своими поступками. Мы призваны к христианской миссии.

Читать полностью


Воскресенье вечности

Почему мы празднуем день поминовения усопших Totensonntag? Почему мы вспоминаем усопших? Прежде всего потому, что и живые и умершие является равно частью Церкви Христовой и принадлежат Ему. Но все-таки верное название сегодняшнего воскресенья - Воскресенье вечности Ewigkeitssonntag. Так и сегодняшний проповедный текст говорит нам о вечности. Не о том, чего не будет, а том, что будет и должно быть. О том, что действенно сейчас и всегда.

Читать полностью


Реформация сегодня

3 ноября 2013, Москва 

Мф 5:

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Дорогие братья и сестры,

наш текст для проповеди на первый взгляд отрицает клятвы — об этом и пишет Евангелист. Этот отрывок из Библии вдохновлял самые разные христианские течения выступать против клятв, например, квакеров, меннонитов или российских духоборов. Более того, наш классик Лев Толстой, основываясь именно на этом отрывке, писал: «Клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак». В чем же вред клятв, и вообще только ли о клятвах идет речь в Нагорной проповеди, из которой и взят наш сегодняшний текст?

В эти дни все мы особенно вспоминали Реформацию, два дня назад мы особенно отмечали этот день. Этот год особенный, можно сказать, исторический, потому что наш епископ Дитрих Брауэр два дня назад, в день Реформации, проповедовал в городской церкви Виттенберга, церкви св. Марии — той самой, где проповедовал Лютер, и алтарь которой украшен картинами самого Кранаха. До епископа Дитриха из российских епископов в этой церкви проповедовал только Артур Мальмгрем, это было в начале 20 века. Мне посчастливилось быть свидетелм этого события, поэтому для меня евангельский текст на это воскресенье тесно связан с событиями Реформации. 

31 октября в Виттенберге были не только праздничные богослужения, на котороые собирались толпы верующих из самых разных стран. В этот день в городе собралось 500 конфирмандов — молодых людей в возрасте 14-15 лет. У них было особое мероприятие: процессия по городу с Мартином Лютером (служителем церкви св. Марии, который великолепно Лютера изображал), а также приветствие нашего епископа. Перед приветствием всем собравшимся на площади перед замковой церковью, на дверь которой Лютер прибил свои тезисы, показали небольшой ролик для молодежи. Темой ролика было: что означает реформация для нас сегодня? Для каждого из нас? Для меня лично? И для меня этот вопрос опять был связан с нашим сегодняшним текстом для проповеди. 

Читать дальше

Нефарисейское христианство

 

Дорогие сестры и братья!

Услышанные нами сегодня слова Священного Писания, лозунг недели, евангельское чтение, проповедный текст, не столько устанавливают догматические истины или этические стандарты, сколько говорят о полноте христианской свободы и разрушают всякое лицемерие в вопросе о христианских ценностях. 

Слово пророка Михея о справедливости, милосердии и смиренномудрии как воле Божьей в отношении человека невозможно втиснуть в узкие рамки систематической теологии, но при этом эти слова живо и действенно воспринимаются нами в нелицемерной вере.

То же самое можно сказать о вопросе фарисеев о разводе. 

Ведь также и сегодня многие люди делят христианские церкви на категории по принципу: где что можно, и где что нельзя. Но ведь речь в этом евангельском чтении совершенно о другом: о фарисейском отношении с Богом и людьми и о христианском.

Таким образом и проповедный текст повествует нам не о том, можно или нельзя есть по субботам, а о чем-то гораздо более существенном. А именно: о нефарисейской, нелицемерноной вере христианской церкви. Для того, чтобы ей быть таковой ей нужно прежде всего помнить о том чем она является по воле Божьей. 

Читать полностью


14 Троицы "НЕ ЗАБЫВАЙ!"

Наступил сентябрь, а вместе с тем закончилась летняя пора. Нам немного жаль, но время неумолимо. Оно движется вперед, оставляя воспоминания. Дети пойдут в школу, студенты в институт, для всех начнется новый этап цикличной, но всегда обновляющейся жизни. Время не остановить. Прошлого не вернуть. Нам необходимо устремляться в будущее. Во дне сегодняшнем приготовлять приход будущего.
Однако строить будущее никогда нельзя и без сохранения памяти о прошлом. МЫ не должны жить прошлым. Мы и не можем жить во дне сегодняшнем иллюзией  дня вчерашнего. Его уже нет он прошел. Но при этом ни один день не проходит бесследно. Всегда остаются следы, последствия и воспоминания.

Читать полностью 

 


11 Троицы

Приходилось ли вам кого-то прощать? Или просить о прощении? Что проще?

Сказать сложно. И то и другое сложно. В чем же сложность? Разве тяжело произнести некую фразу или принять ее от другого? Да, сложно. А сложность заключается не в словах, а в нас самих. 

Нам крайне тяжело дается признание собственной виныНам кажется, что это унижение. Хотя на самом деле это та правда, которая освобождает.
Не проще обстоят дела с искренним прощением. Нам кажется, что воспоминание об обиде, причиненной нам извне, в как-то оправдывает обиды, которые мы сами наносим другим. Но ведь на самом деле прощение от всего сердца не только делает возможным примирение, но избегать причинения боли другим.

Читать полностью


Exaudi

Иисус сегодня призывает каждого из нас не составлять длинный список из наших требований Богу, доказательств Его небытия или бытия, не отстаивать свои этику, богословие и идеологии, а прежде всего довериться Ему, Его Сыну, Его Любви явленной нам не в тезисах и постулатах, а в самой жизни Иисуса Христа. Он призывает нас также, прежде чем делать выводы об истинном и ложном, черном и белом, первостепенном и второстепенном, принять сердцем и всею душою, всем сознанием и разумом высшую заповедь любви. И наконец, сегодня возьмем с собой обетование Христа о Духе Святом. Будем по примеру Иисуса Христа просить Бога о Духе Его. Пусть он наполнит нас изнутри, пусть Он ведет нас в нашей жизни, пусть Он дарует нам мудрости, сил и мужества, для того, чтобы преображаться, меняться и свидетельствовать о величии и славе Божьей на этой земле и в этом времени.

Читать полностью


Воскресенье Cantate

Бог даровал нашей Церкви большое музыкальное богатство. Мы удивляемся и восхищаемся, что древние песнопения звучат сегодня, как будто написаны были сегодня. Точно также как многие молодые гимны, кажется, существовали всегда.
Эти песнопения звучат в нашем сознании и напоминают нам о себе точно также как. Само Слово Божье напоминает нам о себе. Господь даровал нам музыкальный язык для того, чтобы наша радость в вере была полноценной. Для того чтобы для выражения и исповедания своей веры у нас был такой свободный и чудесный инструмент. Иногда мы, действительно ощущаем, что о своей вере мы можем лучше спеть, чем рассказать. Точно также мы осознаем, что о вере вообще лучше не рассуждать, а жить в соответствии с ней.

Читать полностью


XXI Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России

Таков лозунг нашего синода: Христос сказал своему ученику Петру: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.

Здесь мы видим, что Петр становится Петром только по воле Божьей и силой Его Святого Духа. А истинный Творец Церкви - это Сам Христос. 

Пусть это Слово поможет нам помнить о том, что христианами мы делаем не сами себя, но в вере в нас действует Господь. Что Церковь живет не нашими заслугами, а нашим внимательным и чутким отношением к тому, что говорит нам Бог. Что наше служение только тогда станет плодотворным, искренним и истинным, когда мы пребываем на пути ученичества, то есть пути сквозь сомнения, страх, гордыню к покаянию, смирению и любви. И тогда даже врата ада не будут способны одолеть Церковь. 

Пусть Христос пребудет среди нас, пусть Он созиждет свою Церковь, пусть Он исполнит нас Святого Духа, Духа мудрости, единства и любви! Аминь

Читать полностью

 


Первое Воскресенье после Пасхи Quasimodogeniti

Первое воскресение после Пасхи носит название Qusimodogeniti «как новорожденные младенцы». Речь в это воскресение, впрочем как и всегда, идет о нас с вами. Новорожденные младенцы, о которых говорится в названии воскресения - это те, кто родился заново духовно, те, кто обрел Бога и познал, что Он есть Бог живой. Он Бог живой и Бог живых. 

Мы удивляемся как быстро растут маленькие дети, как охотно они исследуют мир вокруг себя, как активны они в поисках нового, каким огнем горят их глаза, исполненные любопытства и задора. 

Так происходит и тогда, когда мы рождаемся заново для жизни с Богом. Мы не просто мысленно соглашаемся с Его существованием и истинностью Его заповедей. Мы приобретаем опыт общения с Ним, Он открывается нам и это меняет все в нашей жизни. Мы хотим узнавать Его волю в каждом новом дне. Мы хотим чувствовать Его присутствие, Его поддержку, хотим получить также и оценку наших действий. Мы ищем правды Его царства в том, что не прекращаем, может быть во в глазах многих наивно, стремиться к идеалам справедливости, добра и истины. Мы говорим о Нем, потому, что знаем, что обретение Бога качественно меняет поведение, преображает человека, наполняет его жизнь смыслом. Более того, мы говорим от Его имени, потому что знаем, что это Он говорит и нам и мы счастливы, что слышим Его голос. 

Читать полностью

 


Пасха

Мы празднуем Пасху. Это праздник воскресения Иисуса Христа. 

Однако в проповедном тексте в центре нашего внимания оказывается плачущая женщина. Это женщина, потерявшая надежду, находящаяся в отчаянии. Она потеряла самое главное - смысл своей жизни, ее цель и содержание. Она попала в безбожный вакуум собственного одиночества. Проснувшиеся с приходом в ее жизнь Бога надежда и воодушевление угасли, как гаснет огонь после проливного дождя. Бога нет, Бог умер. А вместе с ним умерла и она.

Не нужно думать, что описанное здесь в Евангелии от Иоанна - это сугубо христианская история. Наоборот такой опыт вполне типичен и распространен. Мы сами переживали, а может и переживаем время разочарований и утраты привычных жизненных ориентиров. Вследствие этого и возникает такой безбожный вакуум одиночества, в котором мы теряем веру. Неправы те, кто считает, что вера - это атрибут специфической благочестивой лексики. Совсем не так. Вера - это глубокая мотивация к жизни, к человеческим поступкам, к любви. Вера наполняет жизнь содержанием и вдохновляет смотреть в будущее с надеждой. Она дает способность радоваться жизни как высшему дару и уважать, ценить, а правильнее все же, любить других людей.

Читать полностью

 


Страстная пятница

Мы отмечаем Страстную Пятницу. Иисус распят. Правда, святость и красота Божья приговорены к казни, смерти, забвению. Ненависть и злоба этого мира кажется одерживают верх. Но любовь Бога к этому миру сильнее. Побеждает Он. Он не дает подчинить свою любовь ненависти и злу. Его любовь вырывается из этих оков. 

Иисус распят - Его крест - это символ несправедливости и жестокости этого мира, но одновременно и символ победы любви и надежды. 

Читать полностью


Вербное (Пальмовое) Воскресенье

Иисус как Царь первого дня страстной недели и как преступник ее завершения.

Люди как ликующие и воспевающие «осанну» в первый день и кричащие: «распни» в последний.

Такова удивительная метаморфоза Страстной недели.

Читать полностью

 


Judica

Текст проповеди: Иоан. 11,47-53 

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес  творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его

Читать полностью

 


Oculi

«Взывают праведные, и Господь слышит» Пс. 33

- Праведный – это не тот, кто делает все правильно, а тот, кто всецело уповает на Правду Божью.

- Праведный – тот кто, совершает ошибки и раскаивается, а не то, кто совершает ошибки и умело их скрывает и оправдывает сам себя.

- Праведный – не тот, кто делает себя праведным, а тот, кого праведным делает Бог.

- Взгляд праведника направлен на Господа, а не на себя.

- Праведный человек – это одновременно и человек сокрушенный сердцем, смиренный духом, терпящий скорби, уповающий на Господа.

Читать полностью


Invocavit

Наступил Великий пост, Страстное время. Этот период служит для того, чтобы мы сбросили скорость нашей суетной жизни, чтобы остановились и осмотрелись вокруг себя и вновь почувствовали Божью близость. На пути к Пасхе мы вместе со всей Церковью открываемся для Божьей воли в отношении нас. Здесь ничто не должно нам мешать. Ни наши обиды, ни разочарования, ни наша зависть, ни злоба. Все это нам необходимо побороть в себе и выбросить из своей жизни как лишний балласт, который постоянно тянет нас на землю.

Время поста - это время для нас. Это шанс, который предоставляет нам Бог. Сегодняшнее воскресенье называется invocavit. И мы действительно можем воззвать Господу с просьбой о совете и помощи в том как нам распорядиться этим временем. И тогда Он благословит для нас эти дни. Тогда они изменят нас. А Сам Господь через нас проявит Свою святую волю.  

Читать полностью

 

 


Пепельная среда

Достаточно однажды раскрыть руки и ощутить уверенность своего шага. Достаточно решиться на правдивое, честное слово и обрести свободу.  

Достаточно противопоставить злу свою решимость бороться с ним до конца.

Достаточно искренних слов любви, а не искать сложных, выдуманных, искусственных аргументов.

При этом мы безусловно рискуем. Рискуем быть  не понятыми, отвергнутыми. Мы рискуем провалом. Так мы бы рассуждали, если бы были одни. Но мы не одни. Эти 7 недель риска нам дарит Сам Господь. Он Сам знает, что такое страх, боль и отчаяние , но также и что такое решительность и смелость и то, что мы привыкли называть риск. 

Мы вступаем в эти недели поста со Христом. Мы доверим Ему эти дни, дни без двойной страховки, дни риска, дни вместе с Иисусом Христом. 

Читать полностью

 


60 дней до Пасхи Sexagesimae

В последнее время у нас могло возникнуть впечатление, что в России усилилось давление и нападки на христианскую Церковь. Кажется иногда, что происходящие в разных конфессиях негативные процессы дают лишь повод для того, чтобы очернить Церковь в целом. Возможно в этом есть правда, но в этом нет ничего нового. 

С другой стороны кто-то может оценивать ситуацию совершенно иначе, считая, что Церкви и религии в целом уделяется повышенное внимание, а ее влияние переоценено. 

Размышляя над этим нужно отметить следующее: во-первых Христианская Церковь живет и развивалась в разных культурных контекстах и разных эпохах. Некоторые условия можно называть благоприятными, иные агрессивными. Но в любые времена Слово Божье звучало, а Его воля вершилась верующими людьми.

Читать полностью


День Обращения Апостола Павла

Сегодня мы вспоминаем обращение Павла. Почему так это важно для нас это событие, произошедшее с будущим апостолом? Может потому что он автор множества посланий, которые составляют большую часть Нового Завета, на которых основывается теология многих церквей, а уж лютеранская в первую очередь, и без них, без этих писем и не представляется христианство? Может потому, что Павел – самый лучший, самый известный провозвестник Евангелия? Может мы вспоминаем его, потому что он за это был гоним, страдал и сидел в тюрьмах, оставшись верным Христу?

Читать полностью

 


Молитва о Единстве Христиан


Последнее Вс. после Богоявления

Евангелисту Иоанну свойственны противопоставления. Тьма и Свет один из самых часто встречающихся образов у этого евангелиста. Он делает особый акцент на божественном происхождении Иисуса и на том, какая пропасть отделяет человеческую греховность от Божьей святости. И вместе с тем своими яркими красками Иоанн передает общую для всех евангелистов главную Весть о Христе, который разрушает эту пропасть.

Также как и в других Евангелиях, здесь главное содержание заключается даже не в мудрости, которую нужно принять для понимания божественного, не в особом мистическом эмоциональном опыте читающего, и не в верных богословских формулах. Суть содержится в отношениях человека с Богом.

Читать полностью


Богоявление

Праздник Богоявления завершает рождественское время. Богоявление, кажется, как будто выпадает за пределы нашего внимания. Этот праздник находится в тени предшествующих ему дней Рождества и затем Нового года. И все же, несмотря на это, нам стоит оценить этот день по достоинству. Богоявление - это собственно то, что происходит в событии рождения Младенца Иисуса Христа. Бог являет Себя нам. 

Читать полностью