Иисус рассказывает большой толпе народа притчу о сеятеле. Бог - Сеятель, который сеет семя Слова. Эти семена попадают на разную людскую почву. Одни люди похожи на тех, кто посажен при дороге. Приходит диавол забирает у них Слово. У других почва камениста. Поэтому Слово не может укорениться в них. Во время испытания они отступают. У кого почва тернистая, те дают всходы, но суета и искушения одерживают верх, и плода нет. Добрая и хорошая человеческая почва удерживает Божье Слово и приносит плод.
Сложно сказать идет ли здесь речь о разных группах людей или же может быть почва в каждом человеке многослойна. Может быть в каждом из нас есть и легкомыслие, поверхностность и мы постоянно подвержены влиянию извне? Может быть мы порой черствы и холодны, упрямы и эгоистичны, так что Слово Бога не может найти в нас живого отклика? Может быть мы отчасти открыты для Бога, но при этом не до конца доверяем Ему, потому что жизнь так сложна и неоднозначна?
Вероятно каждый из нас проходит через разные этапы жизни, когда мы ощущаем внутри себя засуху или терние, беспочвенность и потерю корней.
В любом случае цель этой притчи не столько в том, чтобы разделить людей на определенные категории, а в том, чтобы предостеречь от беспочвенности и указать на радость плодотворной жизни. Ведь в конечном итоге - плохая почва ведет к гибели жизни и в этом главное зло. А добрая почва дает жизнь и приносит плод для её продолжения. Таким образом те, кто слышит Слово Бога - принимают саму жизнь. Это значит, что в Этом Слове содержится великая сила.
Рождество - это чудесный и радостный праздник. Это всем известно. Или нет? Особенный праздник, потому что он каждый раз новый. Каждый раз рождественская весть звучит как заново, как настоящая новость. Каждый раз мы осознаем, что само празднование Рождества не является чем-то само собой разумеющимся. Не нужно забывать, что были времена и запретов и гонений. Но и после этих времен актуален вопрос: Что мы празднуем? Красивую сказочную историю, дух рождества, добрую традицию. А главное - какое все это имеет отношение ко мне?
Рождественская история начинается с описания ситуации нашего мира, мира, в котором мы живем. Здесь имеют власть тьма и несправедливость. Так было тогда, так есть и сейчас. Но это не значит, что так должно оставаться. Ведь не где-то в облаках, на другой планете, в другом мире, а в нашем мире рождается Младенец-Христос. Свет приходит во тьму для того, чтобы тьма была побеждена. Этот свет приходит в НАШУ тьму.
Слово «Адвент» означает пришествие, приход. Это двоякое пришествие.
Во-первых это воспоминание о приходе Иисуса Христа на эту землю. Мы готовимся к празднику Рождества. Для того, чтобы достойно встретить этот день, мы празднуем четыре воскресенья, которые раскрывают перед нами чудесный замысел Божий в рождении Сына во спасение всех людей. Сам Бог приходит к нам во Младенце Иисусе Христе. В этом рождении земное и небесное соединились. В нем же соединяются Бог и человек. Спаситель рождается в мир. И человек принявший этого Спасителя рождается заново. Бог пришел к человеку и признал в нем Свое чадо.
Во-вторых это предвосхищение прихода Иисуса Христа вновь. Проповедный текст сегодня говорит о предзнаменованиях Его возвращения.
Закон Бога не существует сам по себе безадресно. Он всегда соотнесен с человеком. Всегда обращен к нему. Он сообщает ему информацию об абсолютной правде и самом человеке. При этом даже не столько о его греховности или недостоинстве, сколько о бессмысленности его существования без Бога как источника жизни. Закон призван пробудить в человеке желание близости Бога, Его поиска и обретения.
Дорогие сестры и братья!
Бог творит этот мир и называет его очень хорошим. Он творит человека и влагает в него Свой образ, Свой Дух, Самого Себя.
Великое сокровище даровано нам - жизнь. Жизнь внутри нас и жизнь вокруг нас. И более того. Творец доверяет нам заботится о жизни, защищать и преумножать ее.
Как прекрасно, когда мы можем наблюдать за развитием жизни. Когда она возникает и покоряет себе все. Когда мы не в силах все это объяснить и понять. И когда нас наполняет чувство искренней радости. Мы внутренне капитулируем и сдаемся перед этим чудом жизни.
А когда мы наконец становимся свободны от рутины городской жизни и ее забот, мы устремляемся к Божьему в творению. Нас утомляют наши изобретения и технологии. Мы находим отдохновение в красках природы и пении ветра.
Мы переводим время то назад - то вперед, придумали множество гаджетов, которые должны облегчить нам жизнь. А времени нам все равно не хватает. Его не хватает почему-то для главных вещей. Его не хватает для жизни.
1 Кор. 3:9-17:
9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —
13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
Исх.16:
2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.
17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
Праздник апостолов Петра и Павла, отмечаемым нами сегодня, напоминает нам о пути от несвободы к свободе. Этот путь прошли как сами апостолы так и названный в их честь кафедральный собор в Москве. В несвободном сознании Савла Бог был системой закона и идеологии.
Савл считал себя защитником Его интересов ровно до того момента как Бог Сам не явился ему и не перевернул его картину мира. Бог оказался выше системы. По законам системы ценностей Савла - он, Савл, потерпел поражение, ошибся, сделал неправильную ставку. Но Бог вместо заслуженной смерти дарит Савлу освобождение, открывая Себя во Иисусе Христе и делает Савла Павлом.
Дорогие братья и сестры,
конец июня богат праздниками в церковном календаре. Сегодня второе воскресенье после Троицы, 24 июня мы вспоминаем Иоанна Крестителя, 25 июня — день Аугсбургского исповедания, то есть день, когда мы вспоминаем о событиях реформации, о вероучительных документах лютеранской церкви. 29 июня, в третье воскресенье после Троицы, мы будем отмечать праздник нашего собора — день свв. Петра и Павла.
Эти памятные дни для нас — как та повязка над глазами, как знак на руке, как надпись на косяках дома и воротах из нашего ветхозаветного текста. Они не только структурируют наш церковный календарь, но и напоминают нам о том, каковы приоритеты в нашей жизни. Мы, члены христианской общины, принадлежим Богу, и это определяет нашу жизнь.
Дорогие сестры и братья,
в эти пасхальные дни приветствую вас словами апостола Павла из 1Кор.15,21: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Христос воскрес из мертвых и призывает всех к воскресению. В вере мы больше не являемся наследниками проклятия Адама, но обетования Христа. Адам - это образ изгнания, одиночества, смерти, богооставленности. Христос - это спасение, примирение и жизнь с Богом.
Во Христе мы становимся наследниками Царства Бога. Это значит, что мы больше не должны мерить только масштабами земных царств и мыслить категориями их царей. Мы не должны возлагать более все свое упование на человека, но можем полностью и от всего сердца довериться живому Богу. Мы не ищем идеалов среди людей и праведности в самих себе. Перед крестом Сына Божьего над нечего доказывать Богу, мы предстоим перед ним в покаянии и смирении. Голоса царей и людских господ и наш собственный голос умолкают перед чудом жертвенной любви и пасхальной победы единого Господа и Царя Царей Иисуса Христа.
19. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(Второе послание к Коринфянам 5:19-21)
Дорогие сестры и братья!
Сегодня Страстная Пятница. В этот день мы вспоминаем о крестной смерти Иисуса Христа. В этом году восточная и западная Церкви единовременно вместе размышляют о великой жертве Бога, принесенной ради примирения и нашего спасения.
Дорогие братья и сестры,
каждое утро в семинарии в Новосаратовке, откуда вышли многие наши пропсты, пасторы и проповедники, начиналось с утренней молитвы, в которой были слова из нашего текста для проповеди: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Каждый день нашей жизни представляет собой нелегкое поприще, которое мы проходим. Когда с терпением, а когда и с отчаянием, и с раздражением, но бывает, и с радостью, и с приятными предчувствиями — по-всякому. Сейчас мы начинаем Страстную неделю, а это время церковного года, которое больше напоминает нам о тяжести человеческой жизни, о всевозможных страданиях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Слово Божие призывает нас, таких разных, спокойных и не очень, проходить каждый наш день со всеми его страданиями с терпением.
Послание к Евреям говорит о священническом служении. Священник - это тот, кто предстоит перед Богом принося жертвы за грехи других людей. Согласно установлениям ветхого завета священник должен быть чист и непорочен пред Богом, чтобы предстоять перед Ним. Потому что Он предстоит не пред человеком, но пред Тем, чье Имя превыше всех имен, Творцом и Вседержителем.
Однако принесение жертв и ритуальное служение были лишь внешней стороной. Ведь это служение подчеркивало в первую очередь с одной стороны пропасть, которая существует между Богом и человеком, то есть Божью абсолютную святость и человеческую греховность, а с другой - Божью вечную волю ко спасению и примирению.
Дорогие братья и сестры,
Сегодняшний текст для проповеди о пророке Илии – один из моих самых любимых библейских текстов. Это текст о том, как Илия устал. Он много работал, нес Слово Божие, он увидел страшное, как нечестивый царь Ахав со своей женой Иезавелью уничтожали пророков Божиих, он понял, что остался один – ему стало страшно, и еще он очень сильно устал.
Дорогие братья и сестры,
сегодня мы отмечаем Праздник Сретения. Другое название этого Дня - Принесене во Храм. Евангелие от Луки описывает нам как святое семейство исполняет установленный Ветхим Заветом Закон. Младенца Иисуса приносят в храм на 40 день после Рождения для того, чтобы посвятить Его Господу, принеся жертву, как это установлено в книге Исх. 13 главе.
С одной стороны тем самым были соблюдены традиции и ритуалы, а с другой стороны подчеркнут их истинный, глубинный и вто же время доступный и очевидный смысл: настало время, чтобы всей семьей возблагодарить Господа за Его дар - дар рождения Младенца-первенца. Исполнилось обетование Бога, данное Марии и Иосифу о рождении Иисуса. После гонений Ирода и бегства в Египет ребенок был спасен. Это обстоятельство напоминает нам и о Божьем избавлении из египетского рабства народа Израильского.
Завершилось и установленное Законом время очищения для матери, но также прошло больше месяца, время, за которое ребенок мог окрепнуть, а его родители в покое и мире в сердце вознести благодарственную молитву.
Здесь же в Иерусалиме старец Симеон возблагодит Бога за Младенца Иисуса. Песнь Симеона говорит об исполнении пророчеств Бога в Ветхом Завете и ожидания Спасителя.
Симеон является собирательным образом человека Ветхого Завета. Ветхозаветный человек - это человек в ожидании сретения, то есть встречи с Богом. Симеон видит за привычным обрядом большее: он видит раскрытие Божьего замысла, исполнение Его воли. Он уже не ветхий человек, но новый. точно так же и мы становимся новыми людьми, когда становимся способными увидеть за символами и ритуалами не самоцель, а знаки Божьего присутствия и раскрытие Его воли.
Нелицеприятие Бога
Дорогие братья и сестры,
Апостол Петр сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Эта мысль звучит для меня на этой неделе уже второй раз. Во вторник на библейском занятии мы изучали 2 главу послания к Римлянам, и там апостол Павел пишет: «Слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога».
Лицеприятие — это предпочтение одного человека другому в зависимости от личной выгоды. Всем нам, наверное, в той или иной степени лицеприятие свойственно, необязательно, в прямом грубом смысле, чтобы добиться своей собственной выгоды. Лицеприятие мы можем проявлять просто, для того, чтобы не выходить из своей зоны комфорта: с одними людьми нам легче, с другими — неуютно, поэтому мы не только будем стремиться проводить больше времени с теми, с кем нам комфортно, но и будем этот принцип переносить на другие сферы нашей жизни: будем предпочитать одних другим на работе, а также и в религиозной жизни, в жизни общины.