Новый год нам нужен для того, чтобы проводить черты, устанавливать границы между окончательно и бесповоротно сверившимся прошлым и непредсказуемым и полным надежд будущим. Таков этот праздник. Да, он пришел к нам из советского времени и стал Ersatz Рождеству. Но как хорошо, что этот праздник все же есть, и что он следует за Рождеством. Мы уже сказали о самом главном, вернее Бог нам уже сказал о самом главном. Он не далек от человека, а становится близким и беззащитным как младенец. Бог слился с человеческой природой и не только являет пример праведной жизни, но правда побеждает во всей личности Иисуса Христа. Правда Бога в вифлеемском Младенце,в проповедующем и действующему Иисусе Христе, в страдающем, умирающем и воскресающем Сыне Божьем. Правда Бога торжествует над неправдой человека, его постоянными попытками самоутверждения и самооправдания, самоправедности и самовозвышения. Бог делает первый шаг правды, шаг ради примирения Бога и человека, шаг на который человек не способен. Бог делает этот шаг и приводит весь мир в движение: ангелы и пастухи, волхвы и ученики, все они охвачены вестью Христа. Бог приводит все и всех в движение. Он хочет, чтобы мы пошли за Ним и в Новый год Его благодати.
"Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Евангелие от Матфея 6:17-18)
Страстное время - время поста. Что это за время? Очень многие воспринимают пост как время отказа от пищи. Но замысел поста в другом. Это время служит для того, чтобы по-особенному
посвятить его Господу, и тем самым духовно обогатиться самим. Это может выражаться в самоограничении, и здесь каждый в зеркале своей совести может увидеть то, от чего именно ему нужно
отказаться и что обрести. Может быть это будет план конкретных дел, которые мы давно хотели сделать, но по разным причинам не делали. Может быть это будет время интенсивной молитвы и
глубокого изучения Священного Писания.
Как бы мы ни спланировали это время, в центре него должен быть Крест Иисуса Христа. Мы соизмеряем свою жизнь с жизнью Христа и постигаем глубину и ценность Его жертвы примирения для
нас. Пост - это время для нас, для того, чтобы мы смогли хотя бы на время ограничить свою зависимость от мирской суеты и второстепенных вещей ради того, чтобы сосредоточиться на
вечных непреходящий ценностях. Если это время мы посвятим борьбе с темными сторонами нашего характера, вредными привычками и сможем пожертвовать свое время и силы для ближних, то пост
станет для нас воистину благословенным временем, временем, которое изменит нас. Тогда Пасха станет для нас праздником искренней радости и победы.
Христианская община - понятие сложное. Здесь уже в корне этого слова содержится "общность", "общение". Но это внешнее. Внутренне и по своему духу данное евангелическое понятие плохо
растет на российской почве. Но, несмотря на это, принцип общинности для нас очень важен. Он является, вероятно, важнейшей составляющей структуры евангелической церкви. На нем
базируется как понимание различных функций внутри отдельной общины, так и церковный синод. Внутри общины, руководствуясь этим принципом, избираются совет общины, руководители
различных служений, проводятся собрания общины и принимаются важные для нее решения. Синод призван решать вопросы, касающиеся всех общин, объединяемых в церковь.
Община есть там, где проповедуют Христа, а не кого-то или что-то другое, где нет возвышения одного над другим, где есть самокритика и скромность, но при этом суверенность и
принципиальность. И здесь не стоит недооценивать также и внешние проявления этих внутренних ценностей. Евангелическое богослужение также должно соответствовать принципу общинности.
Это должно выражаться в одежде, убранстве, поведении и всей жизни. Община свидетельствует не о себе самой, она желает свидетельствовать о Христе и Его славе.
Община не может замыкаться в самой себе и считать себя лучше других. Она живет в этом мире и призвана служить людям, нуждающимся во Враче. Она осознает, что ее существование оправдано
только этим.
Община - это тот признак по которому мы можем судить и о всей церкви. Там, где нет общин, а есть только некие лидеры, внешние ритуалы, самореклама, интриги и тому подобное, нет и
церкви. Такие организации свидетельствуют о человеческой богооставленности, греховности и нужде в благодати.
Община призвана нести людям Евангелие и истинное освобождение ради жизни. Это должно происходить не на словах, а на деле. Внутренняя свобода должна менять поступки и действия людей во
всех сферах, а община всегда будет тем местом, или правильнее сказать тем пространством,, где можно спокойно и без пафоса корректировать свои действия с помощью совета братьев и
сестер, проповеди и совместной молитвы.
Интеллигенция. Кто это? Ее то ругают в России, то хвалят. Но всегда ее роль трагична. Даже слишком. Как-то очень по-театральному трагична. Возникает ощущение, что актеры с
удовольствием играют эту роль. Однако, представление рано или поздно заканчивается и зрители расходятся.
Абсурдное слово - интеллигенция. Это ведь просто умные, мыслящие люди. Если мы делим общество на интеллигенцию и всех остальных, то выносим страшный диагноз этому обществу. Увы.
Интеллигенция крайне нестабильна. Она до поры до времени возмущается и бурлит, при этом готовя планы отступления и пути благополучного отхода. Сколько достойных людей выехало из
страны за 20 век? Сложно сосчитать. Среди них очень достойные и нужные люди. Эти люди необходимы государству как воздух. Без них оно деградирует и дурнеет. Как может быть так, что
образованная молодая семья и сегодня открыто планирует отъезд за рубеж, и при этом никому нет дела. Такое ощущение, что эти т.н. интеллигентные люди не нужны вовсе. Зачем нужно их
неудобное и критической мнение, их вопросы, замечания, пристальный взор и въедливый взгляд?
Но ведь человек - это самое главное. Это главное для Бога. Главное и для нас. Он есть главный капитал, ресурс и ценность, а не нефть, газ и лес. Если наоборот, то человек
действительно не нужен. Нужны правильные сотрудники, персонал, штат, электорат, контингент и т.п.. Особенно, если, когда мы говорим человек, то говорим с библейской точки зрения. Бог
ставит человека выше всего творения, потому что наделяет его ответственностью за него, делая его также творцом и созидателем. "не много Он умалил его пред ангелами". Бог хочет
наделить человека истинной свободой в ответственности и любви.
Поэтому, хотелось бы, чтобы мы не только говорили и вздыхали о российской интеллигенции. Дело ведь не в интеллекте и правильном понимании вещей. Дело в конечном действии и переломе.
Разум и Дух (руах) в человеке делают его Человеком. Дух, как мы знаем, был вдохнут в человека Богом и он ожил. Так повествует о сотворении человека книга Бытие. Наполненный Божьим
Духом человек способен на невероятное и великое. Будем же молиться и просить о Духе Божьем, чтобы кроме разума у нас была и смелость и мужество. Чтобы мы не сдавались и не унывали, но
жили и радовались. Чтобы не искали иных путей, кроме Божьих. Тогда мы обретем мир и удовлетворение. Ведь удовлетворенный и умиротворенный Человек не суетится о неправедных доходах и
не думает как ему спрятать кровавое богатство, и уж тем более не пытается убежать от преследующего его прошлого и мучений совести. Он Человек, обретший свободу во Христе у подножия
Его креста. Ему все это просто не надо. Просите о Духе, молитесь о Духе...
Проблема не в кандидатах, а в самом понимании смысла и значимости выбора. Только свободный человек может сделать выбор. Раб сделает отметку в нужном квадратике. Выбору необходима
зрелость, смелость, мыслительный процесс и опыт освобождения. Обратите внимание, что все страны с т.н. гражданским обществом прошли непростой путь, а иногда и мучительный. И, хорошо
проанализировав его, сделали вывод: ценность свободы не должна быть принижена и забыта. Свобода - это не столько убеждение, сколько опыт. В этом же смысле и апостол Павел говорит о
свободе: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства») (Гал. 5,1).
Отсутствие выбора также не равно отсутствию кандидатов. Отсутствие выбора - это в первую очередь духовный вакуум. Этот дефицит тогда восполняется не самим человеком, а другими
личностями, их идеями, их «да» и их «нет». Отсутствие выбора - неспособность выбирать может иметь страшные последствия. Это произойдет тогда, когда сама жизнь поставит перед тобой
свой выбор, и этот выбор не будет заключаться в крестике и квадратике. При существовании духовного дефицита не возможно сделать выбор, который сможет изменить жизнь твою и
других.
Нам необходимо осознать свою возможность и обязанность выбора. Бог сделал во Христе свой осознанный, серьезный, мучительный, смелый выбор в Твою пользу, в пользу жизни. Сделай же и ты
свой выбор в пользу Жизни!
Почему в России существует несколько лютеранских деноминаций?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно оглянуться и посмотреть на лежащие позади годы. Эти годы после Перестройки мы называем годами "возрождения". Да, в это время было многое сделано:
регистрации, реставрации и др. Но вместе с тем массовый исход российских немцев и бесконечные поиски самоидентификации. Мы не очень бережно относились именно в эти годы к укреплению
своих исконных евангелических основ. Мы ориентировалась на что угодно, но не на них. Именно поэтому стало возможным создание нескольких лютеранских церквей в России. В чем их основа?
В евангелическом фундаменте оправдания по благодати через веру? Или может быть в христоцентричности и свободе для проповеди одного Спасителя Христа? Или может быть расширение
этнических или иных сковывавших благовестие рамок? Нет. Причина и смысл создания и существования этих дополнительных Централизованных Религиозных Организаций очевидно не в этом.
Причин много: желание носить яркие литургические одежды, многообещающие спонсоры, элементарное нежелание разбираться в основах лютеранского богословия, жажда власти или даже, и здесь
стоит остановиться подробнее, примитивное вредительство в соответствии с матрицей советского прошлого. Эта матрица и есть самое страшное. Она не только являлась враждебным для Церкви
Христовой пространством. Она меняла людей так, чтобы они смогли существовать в ней. Люди, которые впитали ее во всей полноте - это люди, которые не способны больше сами по себе стать
свободными. Они не могут поменять свое старое мышление, не могут вырваться из старой матрицы. Они живут теми, старыми, ценностями. Трансцендентное, чудесное, необъяснимое - это все им
смешно, чуждо и противно. А вместе с тем, это то, что они подсознательно хотели бы более всего обрести! Парадоксально, но факт. Ведь к понятию трансцендентного, чудесного,
необъяснимого и нелогичного относятся любовь, дружба, прощение, смирение, надежда и вера, община и Церковь. Все это мы обретаем во Христе. Он - наша главная ценность и наша главная
задача, смысл нашей жизни в Нем. Смысл существования лютеранской церкви в свидетельстве о Нем через проповедь и богослужение, диаконию и жизнь общины.
Всем прекраснодушным из нас посвящается: отнеситесь со всей серьезностью к опасностям, которые стоят на пути общин. У нас, действительно есть недоброжелатели и враги (разве не об этом
свидетельствует нам и Слово Божие?). Лучшее оружие против зла - это Истина Божья и Радость в Господе, которые в достатке даются всем, доверяет Ему.
Всем лютеранам с «дополнительными названиями» (не топографическими!) посвящается: задумайтесь над задачами, которые вы ставите перед собой? Попробуйте измерить их мерой не своих обид
и представлений (любви к внешнему служению или благочестию или нелюбви к женской или мужской ординации, нелюбви к определенным национальностям и привязанность к шаблон норму
мышлению). Думайте и решайте сами, не примеряйте на себя чужие мысли. Если вы призваны Богом, то вам перед Ним и отвечать за вверенное.
Всем верующим лютеранам: будем стремиться к истинному содержательному единству во Христе, а не под конкретными лидерами или заезженными лозунгами.
Почему для нас так важно подчеркивать, что мы, лютеране, являемся традиционной российской конфессией? Совсем не потому, что у нас большие амбиции и наполеоновские планы. А просто потому, что это правда. И эта правда помогает бороться с обманом. Обман может заключаться в том, что можно использовать название "протестант", за которым нет никакого содержания, ни богословского, ни исторического. Под этим соусом можно проповедовать богословие Успеха, которое абсолютно противоположно традиционному протестантскому богословию Креста. Можно вещать о лояльности власти и показном патриотизме, вместо того, чтобы быть ради правды неудобными и критичными. Можно заниматься самопиаром и вкладывать в это большие деньги, одевать колоратки и регистрировать бесчисленные МРО, вместо того чтобы в следовании Христу учиться смирению и скромности. Можно вдруг открыть в некоторых личностях непомерную харизму и дать им в руки флаг протестантизма, вместо того, чтобы строить общину Христа и все свои действия соизмерять с Его масштабом самоотречения и служения. Можно даже заручиться поддержкой и иметь лобби у властей предержащих, но соответствует ли это укорененному в истории и засвидетельствованному мучениками принципу протестантизма о бескомпромиссности совести и суверенности веры? Именно поэтому для нас важно подчеркивать - мы, лютеране, традиционная для России конфессия.
Епископ Дитрих Брауэр