Через пустыню к свободе

Исх.16: 2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,

3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.

11 И сказал Господь Моисею, говоря: 12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; 14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. 15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; 16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. 17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; 18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.

Дорогие сестры и братья!

Сегодня нас встречают два библейских текста между которыми пролегает огромный временной промежуток. Однако у них есть очень много общего. Оба этих текста открывают перед нами картину большого количества людей, общества, общины перед одним человеком, к которому обращены все ожидания и все претензии.

В наших социальных отношениях нередко бывает так, что мы начинаем видеть в ком-то вождя и нередко слепо следовать ему, отключая всякое собственное мышление и критическое наблюдение. Мы воспеваем славу и возносим хвалу лидеру всякий раз, когда он проявляет свою силу, даже тогда, когда ее применение крайне спорно и голос совести все же пытается достучаться в наше оглушенное сознание.

 

Стоит же однажды вождю проявить или правильнее будет сказать открыть свою слабость, он тут же теряет свою магическую привлекательность и становится одним из толпы и массы серых и одинаковых людей. Но и более того, его обман раскрыт - и люди требует возмездия. И часто оно бывает жестоким.

 

Однако наши библейские истории как раз разоблачают образ вождя. Люди действительно видят в Моисее и в Иисусе вождей, ведущих их в светлое будущее. Объектом их веры становится лидер, а результатом должны стать видимые, явные блага для всех. Вместо этого народ терпит лишения в пустыне, результата нет, а лидер кажется несостоятельным.

Тогда Бог являет свою заботу о своем народе, верность обещанию и милосердием к терпящим бедствие. Чудесным образом Он посылает пропитание. И повелевает брать столько, сколько будет достаточно. Не больше не меньше.

 

Во всей этой истории мы видим не силу Моисея, а силу Бога. Если вообще возможно здесь говорить о заслуге Моисея, то она заключается в Его доверии Богу.

Народ озирается назад. Он смотрит на Египет, во время, когда народ находился в рабстве. Это было истинное рабство и народ роптал и стенал к Богу об освобождении. Но путь из рабства к свободе оказался не легким. Он никогда не бывает легким. В каком-то смысле это путь очищения. Очищения ото всех собственных обид, собственного униженного "я", рабской привязанности к этому пораженному несвободой "я". Путь через пустыню нужно пройти, чтобы по-настоящему оценить свежий ветер свободы. Пустыня нужна, чтобы душа исцелилась от язвы несвободы и наполнилась Божьим Духом, который открывает взор в будущее.

Мы вновь и вновь смотрит как на Содом и Гоморру на старые свои ошибки и думает, что не все там так уж плохо, всему можно найти объяснение, а нам оправдание. И так мы становимся соляными столпами, неспособными двигаться вперед, да и вообще жить.

 

Мы призваны смотреть вперед, в будущее, открытое для нас Богом. Идти в это будущее с Ним мы может только будучи свободными от египетских котлов, иллюзий и идеологий. Только в доверии Богу, открывшем нам Себя и примирившим с Собой во Иисусе Христе, мы можем войти в будущее и становиться его создателями.

Когда Иисус накормил 5000 человек, то люди сразу захотели сделать его царем. Когда сегодня проповедники трактуют эту историю, то ищут в ней некий тайный сакральный смысл. Но мне кажется, речь здесь идет о том, какой Бог. Он, подобно тому как сделал это в истории странствия народа по пустыне, проявил свое милосердие к людям. Он дал им пропитание. Ровно столько, чтобы они могли насытиться. Голодный не может рассуждать о свободе, он думает только о хлебе. Это Иисус прекрасно знал.

 

Он накормил страждущих, показав и показывая нам сегодня вполне красноречиво, что там, где делятся даже тем скудным, что есть, хватит на всех, а там, где все уходит в одни руки, насыщения не будет никогда. До сих пор распределение Божьих даров в нашем мире происходит несправедливо. И слава Богу, что у нас есть Слово Бога, устанавливающее другую меру справедливости.

 

Сегодня христиане и христианская Церковь, народ Божий продолжают свой путь, указывая людям путь к свободе с Богом через Христа. Она справится с дорогой, только если будет твердо доверять Богу, находиться в служении Христа, идти по Его стопам. И сегодня нам дается хорошее напоминание о том, в чем это служени заключается: насыщать людей Божьим Словом и являть не свою, но Его правду.

 

Мы продолжаем свой христианский путь. И Бог всегда присутствует с нами, не оставляя нас ни на мгновенье. Как бы далеко или глубоко мы ни падали, Его рука всегда готова подхватить нас. Каким бы скудным и голодным ни было бы время, во Христе мы всегда найдем достаточно подкрепления. Он питает нас Самим Собою, Своим Телом и кровью, Совей жертвенной любовью. Поток этой любви никогда не иссякнет, даже если наша жизнь превратится в выжженную грехом и безбожием пустыню, она вернет нас к жизни, наполнит ее смыслом и радостью.

 

Приступая сегодня, как и всегда, к Таинству святого Причастия мы оставляем все наши личные раны, обиды и амбиции, препоручая все Господу. Мы приглашены не лютеранской церковью, не епископом или пастором, но Самим Христом к Его святой Трапезе.

 

Здесь нет высших и низших, успешных и проигравших, вождей и ведомых, здесь все спасенные грешники, благодарно принимающие манну Божьей благодати во Иисусе Христе.

 

Мы не знаем, что ожидает нас в завтрашнем дне, какие новые испытания готовим нам будущее. Лежит ли этот путь через Египет с полными котлами несвободы. Или он пролегает через пустыню сомнений и поисков ответов. Но мы можем быть уверены в том, что Божья правда остается неизменной, Его забота и любовь не оставят нас никогда. На пути веры мы вновь и вновь будем вкушать и видеть Божью милость во Иисусе Христе, Господе нашем!

 

+епископ Дитрих Брауэр

 

Write a comment

Comments: 0