1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3. И пошли все записываться, каждый в свой город.
4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
(Св. Евангелие от Луки 2:1-20)
Рождество - это чудесный и радостный праздник. Это всем известно. Или нет? Особенный праздник, потому что он каждый раз новый. Каждый раз рождественская весть звучит как заново, как настоящая новость. Каждый раз мы осознаем, что само празднование Рождества не является чем-то само собой разумеющимся. Не нужно забывать, что были времена и запретов и гонений. Но и после этих времен актуален вопрос: Что мы празднуем? Красивую сказочную историю, дух рождества, добрую традицию. А главное - какое все это имеет отношение ко мне?
Рождественская история начинается с описания ситуации нашего мира, мира, в котором мы живем. Здесь имеют власть тьма и несправедливость. Так было тогда, так есть и сейчас. Но это не значит, что так должно оставаться. Ведь не где-то в облаках, на другой планете, в другом мире, а в нашем мире рождается Младенец-Христос. Свет приходит во тьму для того, чтобы тьма была побеждена. Этот свет приходит в НАШУ тьму.
Свет в начале пугает нас. Равно как и при явлении Ангела, то есть посланника Божья, видевшие это явление пастухи, были объяты «страхом великим». Бывает действительно страшно, когда свет врывается в нашу жизнь и обнажает все, являя правду без прикрас. Эта правда о нас, не о ком-то другом. Правда эта не всегда приятна, скорее наоборот, но именно она делает нас свободными.
Правда Рождества говорит нам не столько о том, что Бог реально существует или о том, как нам приблизиться к Нему. Правда Рождества пугает нас, потому что она не удобна, она мешает привычному для нас ритму жизни и разрушает порядок вещей. А самое главное, что эта рождественская история обращена ко мне лично.
Мы остаемся адресатами рождественской вести объективно, осознаем мы это или нет. Она возвещается Самим Богом всем людям. Добрым и злым, уверенным в себе и нет, богатым и бедным и так далее. Но в первую очередь она обращена к тебе лично.
Где ты видишь себя? Видишь ли ты себя хозяином гостиницы, храма, дворца, дома, в которых нет места Спасителю. Где все самодостаточно и нет как таковой необходимости от чего бы то ни было спасаться. Здесь все в порядке, а мир представляется абсолютно правильным и справедливым. Зачем нужен справедливый Царь, когда все и так прекрасно, зачем нужен ночлег новорожденному Младенцу и его родителям, если они сами виноваты в своей судьбе? Главное: ничего не трогать и ничего не менять.
Или может быть мы видим себя пастухами, которые слышат Божий глас и для них он становится радостной новостью. Мы не можем рационально объяснить в чем заключалась эта радость для пастухов. Вероятно, основная радость и основная новость заключалась в самом факте того, что Сам Всемогущий Бог явился им обыкновенным и ничем не примечательным пастухам. Но главное - она сподвигла их пойти в Вифлеем, пойти к Спасателю. Они захотели пойти туда и узнать, о чем возвестил им Господь.
Или может быть мы видим себя в роли Марии, которая смиренно слагает слова радостной вести в сердце своем…
В любом случае, кем бы мы себя ни видели, мы часть рождественской истории.
Парадокс рождественской истории заключается в первую очередь в том, что рождественская радость в равной степени для всех незаслуженно. Как не может быть заслужено Спасение. Свет явился не для того, чтобы мы только боялись и трепетали. Встреча с Богом действительно пугает нас, и одновременно восхищает. Но эта же встреча становится для нас несказанной и не до конца выразило радостью.
Ангел говорит пастухам: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет все людям». Эта воистину НАША радость.
Лучше всего понять эту радость можно в кульминации рождественского повествования. В этой кульминации перед нами встает кажется вполне тривиальная картина: Младенец, лежащий в убогих яслях.
Так нам является Бог. В этом беззащитном младенце в хлеву, под угрозой смерти и безо всякой защиты.
Обычная для нас картина несправедливости и ужаса нашего мира. Сколько бы не проходило времени, сколько бы не делалось открытий, сколько бы не проповедовало о морали и нравственности, дети продолжают быть брошены на произвол судьбы. А уверенные в себе взрослые заняты «архиважными» вопросами, которые сами себе ставят и на которые сами отвечают, живя в сконструированном собой мире бумаг и металлов, курсов и индексов, мире виртуальном.
Рождественская весть в этом смысле - освобождение от виртуального мира и возвращение в реальность. Именно в этой реальности, а не метафизике заключается радость Божьей вести о рождении Спасителя. Эта весть мало сообщает нам о жизни после смерти, аде и рае и подобных вещах. Она настигает нас в нашей слепоте и раскрывает наши глаза на Божье чудо во всем убожестве мира.
Мы так легко проходим мимо Божьего чуда, не замечая того, что по-настоящему важно и ценно. Вместо ложных ожиданий о том, что за нашу веру нам воздаться, мы должны задуматься над тем, что вера сама является Божьим даром. Это дар не выгодных для нас отношений. А дар самих отношений с Богом. Взирая на этого Вифлеемского Младенца Иисуса мы смотрим не на страшного Судью и непонятного для нас далекого Бога, который внимательно смотрит на все наши промахи и готов вознаградить за успехи. Мы смотрим на этого младенца во всем Его уничижении и наше сердце наполняется любовью, а жизнь в каждом своем мгновении смыслом. Все, что мы делаем становится важным, все имеет значение. И совсем не потому, что в конце нас ожидает суд, которого мы должны бояться. А потому, что мы глазами веры видели Младенца-Христа. Он принес нам спасенье. Спасенье от бессмысленного соглашательства с естественным порядком вещей и освобождения для наполнения смыслом каждого нового дня.
Пастухи возвратились из Вифлеема, славя и хваля Бога за все. В этом и заключается смысл всех христианской жизни. Жить так, чтобы каждый своим словом и действием славить и прославлять Бога. Такая христианская жизнь заразительна и для других - это миссия Евангелия.
Дорогие братья и сестры! Пусть Младенец-Христос освободит вас от всякого страха перед прошлым, настоящим и будущим. Пусть Он рождается в и живет в ваших сердцах не только в праздник Рождества, но в каждом новом дне!
+Дитрих Брауэр
Write a comment