Проповедь в воскресенье Invokavit
1. Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Св. Евангелие от Матфея 4:1-11)
Время поста - время для тебя и для меня. Оно даруется для того, чтобы вернуться к корню и источнику жизни, расставить приоритеты и определить ценностные ориентиры, обновить упование на Бога.
Евангелие не случайно начинается с описания искушений Иисуса в пустыне. То, что этому надлежало быть, подтверждается здесь словами о том, что Дух ведет Его в пустыню.
Пустыня - это особое место и особый образ. Она таит в себе опасность. Пустыня подобна морю - здесь власть человека ослабевает, а грань между жизнью и смертью очень тонка. Пустыня предоставляет нас самим себе. Здесь нам некуда спрятаться. Все мы как на ладони. Со странствием по пустыне можно сравнить время поста. Пустыня как образ поста очищает и освобождает нас от всего наносного и второстепенного, от всего того, за что мы так крепко держимся.
Иисус был отведен в пустыню для искушения от дьявола. Искушения неизбежны для нас. Однако при этом не стоит их бояться. Искушение - это испытание, преодолевая которое мы становимся сильнее. Обрести подкрепление может только тот, кто реально оценивает свои силы. Сильнее может стать только тот, кто осознает недостаток собственных сил.
Диавол испытывает Иисуса во-первых самим очевидным. Он говорит голодному о насыщении. "Если Ты Сын Божий, то преврати эти камни в хлеб".
Мы сами часто становимся свидетелями того, как люди страдают от недостатка материальных ресурсов. В нашем мире до сих пор эти блага распределяются не равномерно. Одни - сверхбогаты и состоятельны, иные имеют недостаток или даже умирают от голода. Предпринималось множество попыток уравнять людей и создать справедливую систему управления обществом. Идеологии сменяют друг друга, предлагая все новые решения социальных проблем. Прогресс упрощает человеку жизнь, наука и техника берут на себя многие заботы человека. Но цель общего блага не достигается, а человек становится зависимым о технологий. Многие "благополучные" общества становятся обществами потребления. Такие общества не становятся счастливее. И в нашем современном мире мы по-прежнему продолжаем испытывать нужду в чем-то большем, чем материальные блага, чем хлеб, а именно в хлебе свыше, в той пище, что не дает лишь временное насыщение, а способна насытить душу, наполнить жизнь смыслом и радостью. Среди множества слов человеческих, предлагающих нам временное удовлетворение, звучит Слово свыше, Божье Слово дающее жизнь. Принимая это Слово, мы становимся способными открыть свои глаза на нужду ближнего и научиться наконец разделять блага этого мира справедливо. Иисус ярко проиллюстрирует это в дальнейшем своем служении совершенными Им насыщениями массы людей, когда малого хватило на всех и каждый получил равно столько чтобы насытиться. Не более и не менее.
Итак первое искушение - это искушение материальными благами. Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Будем же в это Странное время внимательны к Слову Божьему, будем исследовать Его и жить в Его духе.
Вторым искушением стало предложение религиозного решения. Бросься вниз с крышы храма и ангелы подхватят тебя - предлагает дьявол. На что Иисус отвечает: не искушай Господа Бога Твоего.
Большим искушением для нас становится внешняя религиозность. Нередко нам видится в религии возможность совершить бегство от мира и всех его проблем. Но это самообман и путь в никуда. Мы не должны жить религиозными иллюзиями о том, что Бог будет делать все за нас и все в нашей жизни будет происходить по заранее определенном сценарию. Бог желает, чтобы мы жили осмысленной и ответственной жизнью. Он не хочет, чтобы мы искушали Его своим безрассудством и жизнью на авось. Религия, духовность, литургическая и общинная жизнь. Все это должно сделать укрепить нас для ответственной, осмысленной и полноценной жизни в том мире, в котором Бог даровал нам жить.
Второе искушение призывает нас в Страстное время не испытывать Бога, но жить в послушании Богу в реальном мире.
И наконец третье искушение - это искушение властью. Власть зачастую приобретает формы порабощения и угнетения один другими. Абсолютная и ничем не ограниченная власть как правило зиждется на страхе. Сатана радуется, когда люди превращают друг друга в рабов, унижая самостоятельность и достоинство друг друга. Но иная власть Бога. Он проявляет Свою власть в том, что уничижает Себя самого и служит нам для того, чтобы достичь наших сердец. Его власть - это власть любви и примирения. Вера в Бога означает доверие и посвящение себя Ему. Он не ставит нас на колени, Он поднимает нас с колен, чтобы мы могли идти вслед за Ним сквозь любую пустыню как за добрым и верным Пастырем.
Третье искушение говорит нам в Страстное время о том, что нет власти выше Божьей. Не вождям, не идеям, Ему одному мы поклоняемся, служим и отдаем свое сердце.
Итак, подкрепляясь Словом Божьим, отчетливо видя перед собой свой путь, вверяя себя Божьей власти мы в входим в это пустынное и благословенное Страстное время!
+ Дитрих Брауэр
Write a comment