1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. Mk.12:1-12
Первое воскресенье Страстного времени было посвящено искушениям. Иисус был отведет Духом в пустыню. Тем самым и нам указывается на пустыню как образ пугающий с одной стороны, потому что там нам некуда скрыться и убежать, нас испытывают и нам нужно выстоять, мы беспомощны и предоставлены сами себе. А с другой стороны пустыня говорит о том, что силы мы черпаем в одном Боге, силы для жизни в этом мире, в этой реальности. Путь через пустыню необходим нам. Нам нужно это пустынное время поста, чтобы очиститься от всего наносного, временного, неважного и исполниться надежды.
Надежда не есть что-то легкомысленное или наивное. Надежда всегда свободна. Потому что она не зависит от доказательств или опровержений. Она не опирается на авторитетные мнения или ценные идеи. Она беспартийна и космополитична.
Она не близорука, ее взгляда хватает, чтобы видеть дальше, дальше чем наши собственные интересы и самонадеянность. Надежда свободна. Поэтому мы говорим о ней серьезно.
Надежда не обманет нас не потому, что гарантирует результат. А потому что она придает нам силы для движения в будущее и наполняет смыслом то, что мы делаем. Когда человек надеется, он живет, созидает и дарит надежду другим.
Второе воскресенье страстного времени открывает нам притчу о злых виноградарях. Она рассказывает о виноградарях, которым был доверен виноградник. Виноградари со временем позабыли, кому принадлежит виноградник. Забыли о том, что это не их собственность. С помощью насилия и убийства они пытаются присвоить виноградник себе.
И в конце притчи задается вопрос: «что сделает хозяин виноградника с этими виноградарями? Предаст их смерти и отдаст виноградник другим!»
Эта притча логична. Более того, слушавшие эти слова противники Иисуса сразу начинают думать, что эта притча сказана о них. Это они те самые злые виноградари, на которых была возложена ответственность за Божий народ. Но они отвергают пророков и готовы убить Божьего Сына. Они пытаются встать на место Бога и присвоить себе Его Слово и Его Царство.
Кого конкретно имел в виду Иисус, рассказывая эту притчу в тексте прямо не сказано. Из этого можно сделать вывод о том, что нам всем стоит задуматься над словами, сказанными Господом. Они обличают и нас.
Для каждого из нас звучало Слово о Спасении, каждый из нас слышал Евангелие, обращенное лично к нему.
Каждому слышавшему и крестившемуся доверено поручение благовестия всем людям. Ни для кого не является секретом факт существование Церкви, жизнь общин и дорога к храму. Но нередко мы безответственно относимся к Божьему винограднику. Не участвуем в его жизни и добром урожае. А если кто-то злоупотребляет им, мы молчим и безразлично наблюдаем за происходящим. Злые виноградари могут достичь успеха только тогда, когда остальные бездействуют.
Иисус предостерегает нас этой притчей от безразличия. Божий виноградник - наша общая ответственность. То, что происходит в Церкви - это наша общая забота. Если Церковь или община переживает трудности и кризисы, то это испытание для всех. И даже если Церковь - виноградник опустошаем, ограблен и осквернен, это не значит, что он потерян безвозвратно.
Это лишь означает, что Бог рано или поздно неминуемо возродит Свой виноградник и усмотрит для него новых достойных виноградарей.
Церковь переживала разные времена. Нередко она была неверна. Она отказывалась от Своего Господа ради власти и влияния, богатства и привилегий. Но Бог вновь, вопреки всему, оживлял Церковь Своим Духом и Она обретала новых виноградарей.
Виноградник Божий продолжает жить вопреки неверным виноградарям просто потому, что его плоды нужны людям. Церковь - это creatura verbi - творение Божьего Слова, Евангелия, Его она призвана возвещать проповедью, Таинствами, хвалой и благодарением. Какими бы ни были безнадежно злыми виноградари, мы продолжаем твердо надеяться на Хозяина виноградника. Он не оставит свой народ без Своего Слова, Своего присутствия и участия.
Он подарит обновление и возрождение всем, надеющимся на Него.
«По плодам их узнаете их» - говорит Иисус ученикам. Сегодняшняя притча вновь напоминает нам об этой истине. У злых виноградарей не было плодов. Их единственной целью было присвоить его себе. Так же и диавол призывал своими искушениями Иисуса испытать власть Бога, Его состоятельность и наконец поставить под сомненье Его власть.
Подобным образом диавол искушает и нас, ставя абсолютную власть и суверенитет Бога под вопрос. Но Бог всевластен и всеведущ, мы не должны бежать от Него. Он находит и настигает нас не только в наполненном ладаном храме или во святилище. Он обретает нас в наших буднях, тогда когда мы живем, являясь сами собой, в наших сомнениях, взлетах и падениях, Он находит нас. Он властвует и над духовным и над мирским. Он не изолирует нас и не отнимает у нас ничего, как это делает диавол, наоборот Он отдает нам Себя Самого.
Ему не нужно наше унижение, Он Сам уничижает Себя ради нас, Ему не нужны наши волевые решения.
Ему принадлежит вся власть, но Он добровольно отказывается от Нее и дает Себя распять. Он не ждет от нас никаких доказательств нашей преданности и верности Ему. Он не раз их слышал. В том числе от своих учеников. Он знает им цену. Но Он также знает цену жертве любви. Именно сила любви дает жизнь винограднику и дает жизнь нам.
Ученикам Иисуса прошлось пройти свой путь искушений, чтобы осознать это. На этом пути они успели поспорить за власть, отречься, потерять надежду и вновь обрести ее. Этот путь был не напрасен, Он освободил их для власти Бога над ними и установил единый фундамент для Церкви - Иисуса Христа. Он наша упование и наша надежда на все времена!
Завершить мне бы хотелось цитатой из Мартина Лютера о том, на чем основана надежда виноградника Божьего: «не мы сохраняем Церковь, не наши предки и не наши потомки. Но это был, есть и будет Тот, Кто говорит: «Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20)».
+ Дитрих Брауэр
Write a comment