СЛОВО БОЖИЕ - проповедь архиепископа в воскресенье Sexagesimae

12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 

13. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. 

(Послание к Евреям 4:12,13)

Это воскресение имеет своей центральной темой Слово Божие. 

На одном из наших витражей изображен апостол Павел. Многих удивляет почему он держит меч, да еще такой массивный. Если подойти ближе и рассмотреть надпись на этом мече, то можно обнаружить на нем надпись по-гречески: «logos tou theou» - «Слово Божие». 

Сегодня мы слышим эти слова: «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого». Под мечом расположена сова. Сова символизирует мудрость мира сего. Потому что сказано в 1 Кор.3:19: «мудрость мира сего - безумие пред Богом». Иными словами вся мудрость этого мира - ничто перед Богом, она теряет свой смысл, потому что Бог - выше, больше, совершенней всех наших знаний. Собственно Бог и есть источник всякого знания. 

Осознавая это, мы также начинаем понимать, что сколь неисчерпаем Бог, столь ограничено наше знание.

Так, например, мы исследуем космос. Пытаемся достичь ближайший планет, увидеть другие галактики. И в результате - вновь убеждаемся, что за одной исследованной планетой следует другая, за увиденной галактикой, новая и так далее. Подобным образом мы исследуем нашу планету, на которой живем, по которой ходим. Мы до конца не знаем, что под нами, какое богатство скрывает в себе маленькое неприметное растение, что таится в недрах океана, да и сам человек кроет в себе больше загадок, чем дает ответов. 

И все же мы продолжаем исследовать, открывать, удивляться. И это правильно. Главное при этом, чтобы мы помнили, что источник знания - это неисследимый Бог. Наши изыскания должны иметь цель в первую очередь в благе ближнего, тогда будет результат. Важно, когда наше знание находит свое применение в жизни таким образом, чтобы нести благо людям, поддерживать Божье творение. К сожалению, часто происходит наоборот: мы обворовываем сами себя или своих детей и внуков, уничтожая окружающий мир, расходуя невозобновляемые ресурсы. 

Люди научились самым эффективным образом уничтожать и убивать. Мы хорошо знаем, как быть активными потребителями и губителями, но мы далеко не всегда знаем, как быть созидателями и хранителями. Итак, в основе нашего знания должна лежать вера в Бога - Творца мироздания и всего сущего. 

Бог не сравним ни с чем. Можно было бы сказать, что Он - космос, океан, вселенная. И это не будет адекватным описанием. Он больше всего этого. Важно понимать, что Бог - не живет на одной из планет и не парит в облаках. Хотя таким образом его нередко представляют. Так в советское время после полета Гагарина в космос существовал рассказ о том, что космонавт дескать бы в космосе, а Бога не видел. Можно лишь улыбнуться на это. А также привести в качестве ответа известную историю из жизни доктора медицинских наук архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. 

Во время гонений на Церковь в России глава ташкентского ЧК, который был безусловным авторитетом для местных атеистов, решил сделать показательный суд над христианами. Председательствующий вызвал учёного-хирурга, профессора Войно-Ясенецкого:

— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве Вы его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.  

Бог - не предмет нашего исследования. Иначе бы Он не был Богом. Как бы нам не хотелось самим сделаться богами, мы снова и снова осознаем свои границы. 

10. Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек. (Псалтирь 110:10)

В этих словах псалма не звучит угроза, но лишь констатируется фактическая данность и дается доброе увещевание. Боятся Бога - это значит признавать, что Он - Бог, сознавать Его величие. по-настоящему разумны те, что живет, руководствуясь заповедями Бога. А они говорят не о чем-то отвлеченном и далеком, а том, что непосредственно и ежедневно нас касается. 

Бог не живет в изоляции от нас. Он находится с нами в коммуникации. Так своим Словом Он сотворил мир и человека. Его Слово нашло свое выражение в заповедях. И наконец Оно воплотилось во Иисусе Христе. 

Это Слово действительно обнажает все. Оно разит нас словно меч. Никто не может скрыться от Его правды ни за какие свои измышления и выдумки, ни за какую внешнюю религиозность и мудрость этого мира. Слово Божье беспощадно и нелицеприятно говорит о том, кто мы перед Богом. Бог свят, мы грешны. 

Знание о Боге вызывает у нас страх, трепет, но и восхищение. Оно рождает в нас внутренний переворот - обращение. Знание о Боге побуждает нас исследовать не букву Божьего Слова, но познавать его дух, как исходящего из уст Самого Бога. 

Во Христе мы познаем полноту Божьего Слова. Мы видим Его славу, как выражается Евангелист Иоанн. Слово Божье сразу становится в конфликт со словом человека. И кажется, что слово человека, которое обвинило Христа и вынесло свой смертный приговор одержало победу. Кажется, что мудрость книжников и фарисеев оказалась сильнее мудрости Иисуса из Назарета. Но это не так. 

Слово Божье уже стало Евангелием, Радостной вестью для всех людей. Распиная Христа, мы на самом деле распинаем себя, а Бога и его Слово убить невозможно. Оно воскресает и снова разит нас Своей правдой. 

Божье Слово спасительно для нас. Оно повергает нас на колени пред Богом, но больше не перед кем. Оно разит нас, но и отсекает от нашего сердца заразу греха. Оно наполняет нашу душу страхом, но и изгоняет из нее все другие страхи. Оно дарит не вымышленную, но настоящую свободу. Божье Слово воспринимается нами в вере и действует любовью. 

Дорогие братья и сестры! 

Обратимся же к истинному сокровищу, дарованному нам, Божьему Слову. Не будем путать Его со словом человеческим. Слово Божье да будет светом на вашем пути, Оно да поможет действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом нашим (Михей 6:8). Глазами веры воззрим на воплощенное Божье Слово, Иисуса Христа, Господа нашего. Пусть силою Духа Святого Слово Божье поселится в наших сердцах, чтобы мы жили, прославляя вечного и всемогущего Бога! Ему единому мы дадим однажды отчет. 

 

+ Дитрих Брауэр, 

архиепископ

Comments: 0 (Discussion closed)
    There are no comments yet.