ЛЮБОВЬ проповедь Архиепископа Дитриха Брауэр 

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 

2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 

6. не радуется неправде, а сорадуется истине; 

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 

11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (1Кор. 13:1-13) 

Дорогие братья и сестры!

Текст для проповеди сегодня - один из любимейших и прекраснейших библейских отрывков. 13 глава 1 послания к Коринфянам полностью посвящена любви. Её называют еще гимн любви. Этот текст настолько замечателен и неисчерпаем, что не хватит времени проповеди, чтобы раскрыть его богатство. Этого и не нужно. Каждый из вас можем сам поразмышлять об этих словах, помолиться, вдохновленный этими словами. 

Задача сегодняшней проповеди - задать направление мыслей и сердечно открыться этому Слову. 

На этой неделе начинается страстное время. И мы вступаем в него со словами божественного гимна любви. 

Сначала необходимо внести некоторую ясность. В современном языке любовью называют многие вещи. Мы можем сказать: «я люблю зеленый цвет», «люблю этого актера», «люблю загорать», «люблю окорочка на ужин». Это одна категория любви. Кто-то также может рассказывать о своих, так называемых, «любовных похождениях», скольких он любил. И это будет иная категория. Но зададимся вопросом: какой любви хотели бы сами? Хотим ли мы, чтобы нас любили как зеленый цвет или как окорочка на ужин, или как одного из списка в большей или меньшей степени «возлюбленных»? 

Мы все же ищем любви иного свойства. Любви верной, способной отдавать, жертвовать и выдерживать любые испытания. Мы понимаем, что настоящая любовь ничего у нас не отбирает, не выставляет никаких условий, не продается ни за какие деньги. 

Поэтому нам важно отделить наше обиходное понятие любви от того, которое хочет раскрыть нам Слово Божие. Ведь речь идет не чем-то второстепенном или поверхностном, но о том, что имеет принципиальное и вечное значение. 

Апостол Павел говорит: ничто не сравнимо с любовью. Ничто не способно помочь нам, более того, все становится бессмысленным, если в нас нет любви. 

13: 1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 

2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 

Мы можем обладать всеми знаниями этого мира, приобрести богатейший опыт и осознать при этом, что ничего не достигли. 

Мы даже можем сами себя считать глубоко верующими людьми, вести внешне благочестивую жизнь и всё впустую.  

Вердикт апостола Павла суров, но справедлив: не важно, кем мы себя мним, без любви мы - ничто.

13:3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 

Даже если мы делаем добрые дела и проявляем каким-то заметным образом свою религиозность. Если уничижаем свое «я» и усмиряем свою плоть, то «нет нам в это никакой пользы». 

Все бессмысленно без любви. И наоборот, все обретает смысл и цель, когда в нас живет любовь. 

Далее в стихах 4-7 апостол Павел ясно говорит о том, чем любовь является и чем не является: 

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 

6. не радуется неправде, а сорадуется истине; 

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 

В этих словах любовь не представлена нам как некое поэтическое отвлеченное понятие. Любовь здесь не романтика и не лирика. Она - проявление внутреннего мужества и свободы. Она лежит в основе жизни, спасения и освобождения. Руководствуясь ею, Сам Бог открывает нам Себя и Свой спасительный замысел в Сыне Своем Иисусе Христе. 

Не выгода, не условия, не доказательства, ни что-либо еще, а именно любовь сподвигает Господа совершить спасительное самопожертвование. Для того, чтобы это совершить Бог подвергает  Себя страшному риску, но любовь оправдывает любой риск, она больше страха. Любовь ставит цель выше всех лишений и страданий и даже выше смерти.  

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 

11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 

12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 

13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 

Никому из людей, будь он самым известным и мудрым, не дано знать будущего. Нет ни одного человека, кто обладал бы абсолютным авторитетом. Все пророчества прекратятся, вся мудрость иссякнет, все технологии потеряют смысл, все системы рухнут, что же останется тогда?… Вера, надежда и любовь. И любовь из них больше.

Любовь открывает нам будущее. Писатели-фантасты моделируют мир будущего. В этих мирах свой миропорядок, как правило,  там властвует техника, люди утрачивают свою индивидуальность. А потребность остается все той же - любовь. Ее ничем не заменишь. За ней будущее. 

Пофантазируем немного и мы. Каким мы видим себе мир будущего? Отбросив все второстепенное, мы бы, вероятно, хотели видеть мир в котором побеждена смерть и человек живет вечно. Но что толку в вечной жизни, если в ней нет любви? И наоборот, когда мы любим, смерть перестает для нас существовать. Мы и не можем более представить себе, что смерть отнимает у нас того, кого мы любим. Поэтому мы, христиане, говорим о воскресении, не основанном на рациональных доказательствах, а основанном на вере и любви, воспринимающих и дарующих воскресение и вечную жизнь. Жизнь побеждает смерть любовью!   

Сейчас мы все, как бы мы себя не именовали, кем бы себя не мнили, смотрим «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», «знаем отчасти». В глазах Бога мы все - младенцы. Мы снова и снова рождаемся и умираем, а меж тем охотно становимся рабами собственных страстей, верим мифам, гонимся за фантомами, упуская главное из виду. А это главное не разделено на духовную, философскую, научную, светскую или иные сферы, так же, как и мы сами не разделены сами в себе. Главное - это отношения, основанные на любви. Любовь не ищет выгоды, не требует доказательств, не унывает. Она придает силы, видит цель, все готова отдать, не требуя ничего в замен. Таких отношений с нами хочет Бог. Не потому что Он тиран, не потому, что Он просто требует от нас абсолютного подчинения. Но потому, что Он Сам поступает по отношению к нам именно так. Он Сам есть Любовь. И хочет, чтобы мы жили по этой Вышей Заповеди!

Нередко мы, христиане, акцентируем вторичное, временное, внешнее. Нередко мы вступаем в ожесточенные споры с теми, кто чем-то отличается от нас, чья вера имела иное развитие, восприняла иные традиции, приобрела иные формы. Но достаточно представить себе ситуацию, в которой на споры нет больше сил, слова спутались, никому больше не нужны наши доказательства и знание форм и традиций. Нужны просто мы сами. Причем нужны друг другу. Нужны наше внимание и наши действия. Потому что мы так созданы, так замыслены самим Богом, чтобы жить вместе. Прощать, надеяться, верить, переносить. Короче говоря - любить. Это самое главное. А в сущности - единственное, что важно. 

В определенный момент жизнь каждого посещает сознание спасительной силы любви в отношениях между людьми. Даже, если мы предаем любовь, оскорбляем, распинаем, она не перестает существовать и существовать для нас. В этом ее сила: она выше нашего греха, нашего недостоинства ее. Она действует вопреки, без заслуг со стороны объекта любви, без рациональный причин. В этом Христос. Об этом Евангелие.

 

+ Дитрих Брауэр 

Write a comment

Comments: 0