· 

Молитва в пятницу 6 июля

  6 июля в капелле состоялась вечерняя молитва. В дни ЧМ 2018 мы молимся о мире, о наших странах, о путешествиях и футболе. Вела богослужение и проповедовала пропст Елена Бондаренко. Она дала интервью журналистам Агентства Рейтер. 

Предлагаем вашему вниманию проповедь Елены Бондаренко:

"2 Тимофею 1,7-10:

7 Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,

9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,

10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

 

Дорогие братья и сестры,

Призыв «Не бойтесь!» мы часто слышим в церкви. Он прекрасен. Интересная статистика: в Синодальном переводе от имени Самого Бога мы слышим призыв «Не бойся» 52 раза.

А если взять все варианты «не страшись», «да не будет в сердце твоем страха», то в Синодальном переводе таких мест более 400.

Страх – это то, что сопровождает нас от рождения до смерти. В страхе есть практическая польза: он учит нас выживать, остерегаться опасности, предпринимать необходимые для жизни меры. В нашем случае мы говорим не об этом страхе. Не о страхе матери, которая боится, что ее ребенок опрокинет на себя горячую кастрюлю. И не о страхе пешехода, вынужденного ночью идти по шоссе.

В библейском контексте речь идет об ином страхе. То ли у человека, как у существа высокоорганизованного, бывают какие-то сбои, и он начинает бояться самой жизни. Как у компьютера, когда он зависает. То ли страх бывает связан со стыдом, причем ложным очень часто (а когда надо, стыд мы, наоборот, не проявляем). Например, страх проявить свою веру или страх проявить любовь и милосердие. А может быть, такой «иной» страх проистекает от первородного греха. Ведь именно тогда Библия пишет первый раз о страхе: Адам и Ева спрятались, потому то поняли, что у них нет одежды. И это был ложный страх, потому что прятались они от Творца, который прекрасно их знал, потому что сотворил их. Вместо того, чтобы открыто выйти к своему Отцу и признать свою слабость, искушение, рассказать о своей беседе со змеем и спросить, как быть, люди спрятались. Это ложный страх. Не страх, полезный для жизни, но наоборот, страх, приводящий к смерти.

Это парадоксальная, но реальная вещь. Мы привыкли все виды страха переживать как полезные, как предупреждение, как превентивные меры. И ложный страх не замечаем среди полезных видов страха. А он там, и он разрушает нашу жизнь.

Это страх Бога. Страх, который не позволяет нам честно признать свою вину перед Творцом: вину личную, вину коллективную, потому что все народы согрешили, вину экзистенциальную – то есть грех, от которого никуда не уйти – он все равно есть. Страх, который мешает нам почему-то быть смиренными, послушными детьми Божьими, который мешает нам поступать по заповедям и слышать Слово Божие, не пытаясь подделать его под свой современный мир, под свои эгоистические интересы.

Мир современной Церкви очень сложен. Иногда посещает даже такая мысль, что раньше было все равно проще. Конечно, во все времена за 2000 лет существования христианской Церкви были ужасные моменты. Были эпидемии, были жестокие войны между самими христианскими народами, была охота за ведьмами, было мракобесие. Было страшно на самом деле. Но несмотря на все это Церковь знала, что проповедует. Знала, что сама грешит перед Богом и поэтому менялась – наша лютеранская Реформация 500 лет назад – это доказательство здоровья Церкви. Она признала свою вину, исповедовала ее и продолжила проповедовать, что проповедовала и до реформации – Слово Божие, милость Божию.

В наши времена сами христианские Церкви разделены, спорят, потому что не знают, что проповедовать. И вот это на самом деле должно быть страшно, но страха как раз и нет. Церкви не всегда правильно понимают лозунг реформации: постоянно реформирующаяся церковь. Тогда имелось в виду исповедание грехов и попытки меняться в лучшую сторону. Для этого дали людям Библии на родных языках, для этого Лютер подчеркивал особую роль исповеди и Святого Причастия. Имелось в виду, что Церковь – не святой и не подлежащий пересмотру институт, не нечто незыблемое, а то, что Церковь – собрание святых и грешников одновременно. Святая Церковь только благодаря святости Христа – без Христа никакой святости нет и быть не может.

В наши дни мы редко вообще говорим о святости Церкви, и мы привыкли ко всему относиться критически. Мы привыкли менять мир, чтобы он был удобным для нашего существования. По инерции мы начинаем менять учение Церкви – чтобы нам лично было удобнее существовать.

В результате появляется страх – страх, который мы скрываем – это страх перед неизвестностью. Потому что мы достаточно разумны, чтобы осознавать свою человеческую слабость.

Бог говорит нам: «Не бойтесь». И особенно сегодня, в нашем тексте для проповеди Бог нам говорит через послание к Тимофею: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».

Если мы устали бояться, то надо признать то, что Слово Божие, что Иисус Христос – и сегодня тот же, что и 2000 лет назад. Ничего не изменилось. Изменились наши человеческие потребности, причем в худшую сторону, мы все дальше уходим от природы, все больше погружаемся в свой искусственный мир, все больше живем вообще без правил, без заповедей, без учения, без мудрости. Все, что нам надо – заработать на кусок хлеба, съесть этот кусок, заработать на зрелища и отправиться развлекаться. А потом снова заработать. Это обобщение, но это на самом деле движет массами, движет и нами в какой-то степени. А когда наступает крах, нам становится страшно. И мы ищем психотерапевта, который не из любви, а из-за денег начнет нас обманывать дальше. Это тоже обобщение, но если полистать журналы и газеты – разве это не так?

«Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.» У нас есть настоящее обетование, на самом деле есть свет. Иисус Христос, Который тот же самый, уже простил нас. Вот если у нас возникает мысль, она часто возникает: а за что простил? Я все делаю правильно! Тогда надо задуматься…А вот если понимаешь: да, как хорошо, что Бог простил, и попытаться начать хоть чуть-чуть жить в этом прощении – тогда это уже начало жизни во Христе. И когда придет страх – надо вспомнить: «Христос воскрес!» и всякая тьма рассеется. Рассеется не абстрактно, а на самом деле, в каждой жизни, у каждого из нас. А Церковь, святая благодаря Святому Христу, совершает, как сегодня у нас, Святое Причастие – для оставления грехов, для вечной связи с Богом каждого из нас, для света и жизни, чтобы не было ложного страха, чтобы не было места змею в нашей жизни. Не будем бояться, а будем жить в силе, любви, будем жить нашим прощением. Как написано в нашем послании сегодня: Спаситель наш Иисус Христос, разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие.

Аминь."

  В следующую пятницу 13 июля вести богослужение будут пастор Кафедрального Собора Виктор Вебер и пастор Московской Протестантской Церкви Майкл Здоров. Начало в 17.00.