Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern); 19 ноября 1770 — 24 августа 1846 — российский мореплаватель, адмирал. Происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724—1791) и Христины Фредерики, урождённой фон Толь (1730—1804). После пяти дочерей в семье родился сын Карл Фридрих (1769—1847) и, наконец, Адам Иоганн.
Иван Федорович Крузенштерн является не только легендарным мореплавателем, адмиралом, почётным членом Петербургской Академии Наук, но и уникальной исторической личностью и одним из основоположников российской океанологии. Этот человек оказал ощутимое влияние, как на историю отечественных морских экспедиций, так и вообще на все мореплавание в целом. Не многие знают, что автором первого «Атласа Южного моря» был именно Иван Федорович Крузенштерн.
С 12 лет три года он получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель (Таллин). Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе, находившемся в Кронштадте. С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Но осуществить свою мечту удалось не сразу.
Крузенштерн выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.
Гогландское сражение
6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию — одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.
Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль — «Принц Густав» — сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить.
В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.
В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти морем, он имел также ввиду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.
В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича. «Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей, из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.
«Надеждой» командовал сам Крузенштерн, «Невой» - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.
В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:
были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.
Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом.
В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.
В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке, Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Позже оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
Физически Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями.
Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно, конечно, относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.
Награды И.Ф. Крузенштерна:
Орден Святого Георгия 4-й степени
Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
Орден Святого Владимира 3-й степени
Орден Святой Анны 2-й степени
Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»
В Санкт-Петербурге в 1874 году по проекту архитектора Монигетти и скульптора Шредера напротив Морского корпуса установлен памятник Крузенштерну. Он возводился на частные средства, хотя небольшое пособие было получено и от государства. Именем этого великого мореплавателя названы пролив, риф и барк. 12 географических пунктов носят имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии «Первое кругосветное русское путешествие». Похоронен великий адмирал Иван Федорович Крузенштерн в таллинском Домском соборе.
Информация из открытых источников