Проповедь Архиепископа Дитриха Брауэра на Пасху 2019.
Христос говорит: Я был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Откр. 1:18
Праздник Пасхи, как кажется, выбивается из общего порядка вещей. Его сложно осмыслить и вместить в какие бы то ни было рамки. Само содержание этого праздника разрушает все рамки и границы. Но в этом его сила.
Верующим человеком событие воскресения воспринимается не как сказочное, непонятное явление, а как естественное следствие спасительного деяния Иисуса Христа.
Воскресение - не какой то тезис, который мы должны принять на веру. Не тайна, разгадка, которой отложена на потом. Но то, что мы можем праздновать от всей души прямо сейчас.
Пасха - это победа Бога. Бог объективно всемогущ. Но Он показывает нам Свое истинное величие в смерти и воскресении Христа. Бог совершает это чудо не ради чуда, не ради демонстрации своей силы перед нами, и не для себя самого. Воскресение - это дар живой надежды для нашей жизни. Благодаря ему наша жизнь обретает и основание, и перспективу. Свет воскресшего Христа озаряет ее и наполняет ее смыслом. Каждое мгновение жизни становится ценно.
В свете воскресения мы не должны постоянно озираться назад, ностальгируя о безвозвратно ушедшем прошлом. Нам не нужно и постоянно мечтать о туманном будущем, отрекаясь от настоящего.
За нами Христос, впереди Его Царство. В настоящем - Он пребывает все дни с нами, собранными в Духе в Его Церковь.
Где бы ни находились христиане. Сколь бы мало- или многочисленными ни были общины. Мы все живем одной пасхальной надеждой. Эта надежда - не пассивное ожидание чего-то, что когда-то произойдет. Будь-то вечность, Божье Царство, рай, блаженство, воскресение. Надежда - это то, что оживляет нас уже сегодня. Надежда - это тот двигатель внутри нас, который приводит нашу жизнь в движение в будущее. И это будущее перестает быть линейным. Будущность, которую открывает нам присносущий Бог, Бог победитель, уже поселилась в каждом верующем.
Не паралич греха, не бессилие, не болезни и скорби, не смерть определяют нашу жизнь. Не они - её наполнение и содержание. Воскресение Христа отнимает у смерти власть над нашим бытием. Она больше не довлеет над нами и не запугивает нас. Наше примирение и воссоединение с Богом даёт нашей жизни иную перспективу. Перспективу божественную, бесконечную.
Фридрих Шлейермахер прекрасно выразил сущность истинной религии известными словами: среди конечного соединиться с бесконечным, стать вечным в одно мгновение, это и есть бессмертие, о котором говорит религия. То есть всякий раз, когда мы рассуждаем о бессмертии души, мы начинаем не с конца, который для нас притягательно таинственен. И не с прошлого, которое уже прожито, пройдено, вписано в онтологическую летопись. Бессмертие души - это не столько её цель, сколько её качество. Это качество - качество Самого Бога. А Ему принадлежит каждый, кто вверил себя Христу.
Христос сказал. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47)
Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? (Рим.8:24).
То есть спасение, дарованное Христом, не статично. Оно не обездвиживает нас и не делает безвольными. Наоборот, надежда, которой наполняет Бог наши сердца однажды, пропитывает собою всю жизнь. Надежда делает ее цельной и целеустремленной.
Христианская надежда сродни радостному предвосхищению, предвкушению праздника, волнительному ожиданию. Так, например, мы ждём дорогого гостя или возвращения близкого человека. Важен и ценен, не только сам приход, но и приготовление, и настроение, и та внутренняя наша мобилизация и душевный подъем, которые мы переживаем.
Только если любить жизнь и землю настолько, что с их потерей все кажется потерянным и пришедшим к концу, можно верить в воскресение мертвых и новый мир (Д. Бонхеффер).
Надежда такова, что она не отрекается от прошлого, но не подменяет им настоящее. Она предвосхищает будущее, но благодарно и ответственно проживает настоящее. Ведь это настоящее и есть настоящая жизнь. Эта та жизнь, которая состоит из тех людей, которых мы любим и не хотим потерять, и всего того болезненного и радостного, темного и светлого, что делает ее настоящей, полноценной жизнью. Если для этой жизни характерна христианская надежда, то она подобно Христу, неподвластна смерти. Причем не только смерти, как единовременному событию, но, и в еще большей мере, смерти, как безнадежности, бессмысленности, безжизненности бытия.
Пасха - это из года в год повторяемый голос надежды в нашем суетном мире. Наш мир кажется нам упорядоченным и предсказуемым. А возглас: Христос воскрес - абсурдным. При этом, если присмотреться внимательней, то люди на самом деле зачастую совершенно не знают, что будет завтра, многие живут фантомами, страхами, переживаниями о грядущем дне. Кем-то тратятся годы жизни на то, чтобы в конце концов заработать одобрительную оценку окружающих и признание заслуг. Кто-то рад обманываться привлекательными образами с экранов о возможности отложить наступление завтра на некоторое время. Иные поддаются навязанному массовому мнению о том, что от тебя не зависит ничего. А нередко жизнь кладется на алтарь чужих амбиций, обещающих светлое будущее избранным взамен на серое настоящее всех остальных. И такой наш мир кажется нам рациональным и логичным?
Однажды Бог подарил выход из замкнутого круга этой абсурдной логики. Он Сам положил себя на алтарь человеческих страстей и заблуждений. На этом алтаре - крест, крест на безнадежности. Христос зовет нас восстать из могилы зла и эгоизма, отринуть камень лицемерия и лжи.
Воскресший Праведник, который был обречен погибнуть в этом темном мире, освещает его и дарит надежду каждому живущему. Теперь мы знаем, что наше вчера примирилось с Богом, наше сегодня имеет смысл, а наше завтра все в тех же милосердных и верных Божьих руках.
Поглощена смерть победою. Смерть, где твое дало? Ад, где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Возглас: Христос воскрес! - это та весть, которой мы хотим и можем доверять в мире, который принято называть сегодня миром пост-правды. Потому что он наполнил, наполняет и наполнит жизни многих поколений христиан живой надеждой. И эта надежда дарит радость каждого Божьего дня так же, как и радость грядущей вечности. И время и вечность - принадлежат нам. Потому что мы принадлежим Христу. А «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же».
Христу мы посвящаем не только Пасхальный праздник. Не только это время наполнено радостной надеждой. Каждый воскресный день и каждое богослужение соотносят нас с событием воскресения Христова и устремляют наш взгляд на перспективу совершенной вечной Пасхи в Божьем Царстве.
Когда мы принимали Крещение нам звучало обетование неизменной верности Христа: Я с вами во все дни до скончания века.
Каждый раз, когда мы празднуем Причастие, мы чувствуем свою сопричастность Христу не только в этот момент времени, на этом месте, но и вне его пределов. То есть мы едины с теми учениками, которые праздновали с Иисусом ту святую Вечерю. С теми, кто предшествовал нам в вере, страдал и умирал за нее. С теми, кто не утратил пасхальной надежды в безнадежности сколь безбожной, столь же и бесчеловечной политики.
Мы сопричастны друг другу, где бы и когда бы не находились. Ведь Христос, там, где мы, и мы там, где Христос. Он всегда и во все дни остается с нами, как обещал.
Наш путь еще не завершен. Мы еще не достигли цели. Эта цель для нас не смерть, но окончательная победа жизни. И этот путь мы совершаем в надежде на воскресшего Христа.
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Последний же враг истребится — смерть (1 Кор.15).
Пребудем же в этой надежде не только в отдельные дни, не только разумом, не только в стенах церкви, но всегда. Путь она верно сопровождает нас на жизненном пути. Пусть каждый из нас будет вестником надежды для других. Путь смело и уверенно звучит голос воскресшего Христа нашими устами. И пусть Его воля творится нашими руками. Это не столько возвышенные пожелания, сколько сущность Христианства - быть верным христианской надежде в любые времена и вопреки всему.
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10).