· 

ПРОПОВЕДЬ НА НОВЫЙ ГОД

Дорогие братья и сестры!

«Верую, Господи! помоги моему неверию» - так звучит библейское изречение нового 2020 года из Евангелия от Марка 9 главы, 24 стиха.
Это слово, которым завершается история о том, как отец приводит к Иисусу своего больного сына.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20 И привели его к Нему.
Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним?
Он сказал: с детства; 22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько‐нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

Болезнь, о которой идет речь в этом отрывке из Евангелия очень напоминает эпилепсию. Тогда ни подобного названия, ни природы заболевания естественно не знали. Тем более шокирующим были его рецидивы для окружающих. И тем более отчаянной ситуация представлялась отцу больного ребенка. Ведь в больном ребенке видели не самого ребёнка, а проклятье болезни.

В своем отчаянии он бежит к Иисусу. Он для него последняя, неясная, нетвердая, но все же надежда. За нее он хватается словно тонущий за соломинку. Если мы являемся или попытаемся представить себя на месте родителя тяжело или неизлечимо больного ребенка, то поймем чувства отца из евангельской истории.

«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему!» - так отвечает Иисус. Эта малая, едва теплящаяся вера, - ее достаточно для чуда, для исцеления. Малая, но борющаяся за жизнь вера - это вера отчаянная и самоотверженная.
Забыв о себе, лишь движимый любовью к сыну и надеждой на невозможное, он смотрит на Иисуса глазами своей малой веры.
Смотря в глаза Иисусу, он едва ли осознает, что смотрит в глаза Всемогущему, Вечному, Святому, Самому непостижимому и неохватному Богу. Он не в состоянии это понять. Мы не в состоянии этого постичь. Да этого и не нужно. Все, что нужно уже происходит. Божья милость родилась в нашем мире в Человеке Иисусе Христе. И она делает невозможное возможным. Достаточно верить. Даже если мы чувствуем, что вера слабая, неустойчивая. Главное - верить искренне. Тогда вера становиться действительно чудотворной и спасительной.

Как мы видим из сегодняшней и многих других историй веры, описанных нам на страницах Евангелия, вера - это не столько ритуал или действие, сколько взгляд на Христа. Да, вера - это взгляд доверия в глаза Христа. Они полны милости и любви. А также очищающей нас правды и преображающей святости. Один этот взгляд меняет все в нашей жизни. И небеса уже не представляются нам такими уж далекими, а Бог таинственным и недоступным. Это не какая-то магия. Это то, как в нас рождается вера. Вера, как взгляд доверия на Христа.

Время Рождества - это торжество веры. Веры, которая прокладывает себе дорогу сквозь безнадежность, бессилие, бесцельность. Вера смотрит на Христа. Она же учит нас смотреть на все Его глазами.

Неверие - это не какое-то наше упущение. Скорее так можно описать состояние внутренней отчужденности от Бога, когда мы отводим, прячем от него свои глаза. Если мы внутренне далеки от Бога, то нам представляется, что и Бог отдаляется от нас. Но это не так. Он близок к человеку независимо от того, насколько глубоко тот пал или на какое расстояние отдалился от Него. Более того, особенно в состоянии отчужденности от Бога мы наиболее ясно можем испытать жажду присутствия Бога. Бог всегда рядом с тем, кто от сердца ищет Его. Он внимателен к тому, кто действительно страстно желает получить Его ответ. На отчаянный возглас: «верую, Господи! помоги моему неверию!» Иисус отвечает, не выставляя никаких дополнительных условий.

Неверие сродни недоверию. Мы становимся недоверчивыми, считая, что так можем лучше защититься от лжи, боли и любого иного зла в этом мире. Однако, вместе с осторожным отношением к потенциально опасными вещами мы можем разучиться доверять вовсе. А ведь без доверия мы не можем жить. Только, умея доверять, мы вообще способны принять необходимую нам помощь, заботу, исцеление, спасение.
Недоверие Богу лишает нашу жизнь полноты и целостности. Однако остро ощущая в себе недостаток доверия Богу - мы уже на верном пути. Этот путь ведет нас к Спасителю, полному благодати для каждого кающегося грешника.

Вера - это школа в которой мы находимся всю жизнь. Вера заостряет наш слух и наше внимание к голосу Христа. Через нее мы все прочнее становимся связанными с Богом и Его преображающей силой. Но вместе с тем вера соединяет прочными узами любви людей между собой. Ведь истинное исцеление - не столько в физическом выздоровлении, сколько, что имеет гораздо большее значение, принятие друг друга со всей нашей болью, ограничениями и несовершенствами. Все это может предстать в новом свете, свете любви Христа. Ведь и в центре сегодняшней евангельской истории даже не само исцеление, а неудержимая и безграничная любовь отца и доверие и вера, которая изгоняет страх и дарит радость жизни.

Настоящая вера никогда не превозносится над неверием или маловерием других. Она не стремиться подавить волю другого человека и убедить в своей правоте или своем превосходстве. Скорее наоборот. В отражении праведного взора Христа - мы благодаря вере видим себя иначе. А именно в свете благодати, Христова принятия и освящения нас недостойных. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8).
Нам ничего не нужно доказывать ни людям, ни тем более Богу, который и так все про нас знает. Нам нужно только верить, не терять из поля своего зрения Христа и действовать по Его Слову.
Чем больше и глубже опыт веры, тем смиреннее и мудрее становится человек. Тем свободнее он от эгоизма и тем более открыт для служения другим.
Даже самая малая толика веры уже ценна и жизнеспособна. Как горчичное зерно, она несет в себе потенциал добра, созидания и любви.
О возрастании веры под действием Святого Духа мы должны снова и снова просить Того, Кто нам ее дарует. Верую, Господи! помоги моему неверию.

Слово Божье поддерживает нашу веру. Оно отвечает на наши сомнения и укрепляет в наших слабостях.
Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим.10:17) Слово Божие возмещается и живет в общине. Церковь - прежде всего народ, объединенный Словом и верой во едино. Пусть Слово сопровождает всех нас в наступившем 2020 году и исполнит нас благодати Христовой. Пусть наша вера, даже если она балансирует на грани неверия, откроет наш взор на Христа и преобразит нас. Аминь!
Архиепископ ЕЛЦ России Дитрих Брауэр