· 

Проповедь пастора Артиса Петерсонса на День свв. Петра и Павла

Дорогие братья и сестры, лето в самом разгаре, ограничения постепенно  снимаются, и мы все сегодня можем вздохнуть с небольшим облегчением, но всё равно еще очень рано расслабляться и думать, что всё плохое позади. Но не будем о печальном, мы подошли к середине лета, неделя была праздничная, несколько дней назад мы праздновали Рождество Святого Иоанна Крестителя и День Аугсбургского исповедания, и сегодня у нас очень насыщенный день, сегодня мы празднуем день наших святых - апостолов Петра и Павла, таинство Крещения, вхождение в общину новых членов через Конфирмацию, а также долгожданное Святое Причастие. Всё это мы празднуем, как единая и неделимая Церковь Христова. Нам не важно, кто стоит слева или справа от нас, друг или родственник. Церковь это место, где мы мыслим совершенно в другом формате, не так как за её пределами. Обычно мы мыслим категориями родства, дружбы, собственности, в Церкви же для нас важна христианская община, в которой её члены по отношению к нам являются братьями и сёстрами, с которыми мы не обязаны дружить или даже просто общаться, нас всех объединяют духовные узы.

 

Мы привыкли к изображениям Петра и Павла вместе, около собора мы видим картину, на которой они изображены тоже вместе, в церковной канцелярии висит икона, где они изображены в объятиях друг друга, однако если мы обратимся к библейскому тексту, то мы увидим, что Пётр и Павел не были на самом деле друзьями, что порой у них были очень напряженные отношения, но это не была борьба за власть, карьеризм или конкуренция, они признавали друг друга как апостолы. У обоих апостолов были сложные биографии, для Павла возможно Пётр был всего лишь необразованным рыбаком незнающим Писаний, который умел только чинить сети, ловить рыбу и хорошо плавать. А для Петра - Павел был фарисеем и вчерашним врагом, гонителем христиан и виновником казни, первого христианского мученика Святого Стэфана. Тем не менее они смогли преодолеть предрассудки и признать друг друга, а в этом признании и заключается начало Церкви.

 

Христианская община, начинается именно с этого примера. Нас объединяет ни дружба, ни симпатии и предпочтения и даже не общность мысли, мы можем быть самыми разными людьми, иметь разные философские и политические взгляды, мы можем быть разных рас, народов и партий, мы можем говорить, как мы это делаем сегодня на богослужении, на разных языках. Но всё это мы должны оставлять за пределами Церкви, это всё равно не должно разделять нас даже за пределами Церкви, это должно быть вектором для нашей жизни. В Церкви как пишет Апостол Павел, у нас одно крещение и один Господь, вот что реально объединяет нас. Все наши мысли, эмоции, чувства, всё это сконцентрировано в Иисусе Христе. На эту тему, есть замечательное стихотворение под названием" Где живёт прекрасное?" у латышского поэта-романтика Яниса Порукса:

 

"-Скажи мне, друг, скорей, где правда?

-Её высоко смерть подъемлет!

-А где же чудная надежда?

-На кладбище лесистом дремлет!

-А где любовь найти мы можем?

-В душе невесты, верю свято!

-Нет, там она не обитает:

Я видел - на кресте распята!"

 

Дорогие братья и сёстры, сегодня в нашу общину вступили новые члены, наши конфирманты, они почти целый год изучали основы веры, которую сегодня они осознано исповедали, но что это за вера?

 

Это вера в спасительный крест Господа нашего Иисуса Христа. Возможно перед конфирмацией у каждого из нас был вопрос, а какой во всём этом смысл? Поэтому очень часто бывает такое, что люди отказываются от конфирмации, пройдя год занятий, они чувствуют себя не готовыми к вступлению в церковную общину, это нормальный процесс, он показывает наши духовные искания, развитие нашей веры, которая начинается с маленьких ростков. Необязательно во всём должен быть практический смысл, особенно в вопросах веры, что на мой взгляд является одним из важных постулатов лютеранства, если мы начнём пытаться всё объяснять с помощью логики и смысла, то мы уйдём от Церкви, у нас будет вера в человеческих кумиров и светские законы, и тогда скорее всего мы будем сторонниками ложных течений лютеранства. Мартин Лютер говорил: "Разум - главнейший враг всякой веры". Лютер призывает нас взращивать свою веру, а не заниматься поиском смыслов, он пишет: "Итак, будьте внимательны к своим ложным идеям и берегитесь никчёмных сплетников, которые думают, что достаточно умны, чтобы определять, что есть вера, а что есть дела, но на самом деле они всего лишь глупцы. Просите Бога, чтобы Он взрастил в вас веру, или вы никогда не получите её, не зависимо от того, чего вы хотите, что говорите, или что делаете".

 

Взращивать свою веру, намного сложнее, чем искать в ней смысл. В поисках смысла нам помогают разные критерии: научные категории, здравый смысл, теоретические знания, а что помогает нам в росте веры? Как последовать призыву Лютера и начать её взращивать? Её нельзя закопать в землю и полить водой, сидя рядом и ожидая ростков. Вера это дар Божий. Мартин Лютер пишет: Вера - это живое, смелое доверие Божье благодати, уверенное в Божьей милости. 

 

Такой вере учат нас святые Апостолы Пётр и Павел. Пётр показал это всей своей жизнью, на нём как на камне основана Церковь Христова. А Павел посвятил этой вере свои многочисленные послания. Без этих посланий, не было бы всего учения Церкви. Пётр и Павел, такие разные, проповедуют единую веру для всех нас. Они учат нас доверию Милости Божьей и упованию на Христа, который взрастит нашу веру, Сам в Своё время.

 

 

Аминь