Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим. 12:17-21)
Дорогие братья и сестры!
Текст для проповеди сегодня из послания к Римлянам, вероятно, может вызвать скептическую реакцию со стороны нехристиан. Увещевания апостола Павла могут показаться романтизированными, несовместимыми с суровой реальностью. К чему призывает апостол? «Стремиться к миру со всеми людьми», «побеждать зло добром». Насколько это осуществимо? Не является ли это все религиозным идеализмом?
Христиане - это, конечно, не праздные мечтатели и фантазеры, отрешившиеся от всех проблем этого мира. Нет. Христиане - это те, кто следует за Христом в практической жизни. Руководствуясь при этом идеалами, которые проповедовал и претворял в жизнь Иисус.
Потому христиане - это неисправимые идеалисты. Ведь мы живем устойчивыми идеалами. Эти идеалы задают направление и воодушевляют преодолеть любые трудности. Они побуждают человека соответствовать им во всем.
Христианский идеализм обращен не столько на внутренние задатки или способности человека к постановке и достижению целей. Он основан прежде всего на той силе Духа, которую посылает Иисус Христос верующим. Дух Святой напоминает о Христе, Его Словах и поступках. И Он же вдохновляет действовать в соответствии с высоким идеалами Его заповедей.
Слово идеал можно перевести с древнегреческого как прообраз, образец. И мы можем и должны быть идеалистами, которые всеми силами стремятся жить сообразно евангельским идеалам. И это стремление не бесплодно, потому что Бог возрождает в нас Свой образ по Своей благодати через обращение и Крещение. Он освящает, то есть приближает к Себе, наполняет Собой, дает нам чувствовать Свое неизменное присутствие. Это присутствие благотворно воздействует на нас. И мы становимся не мечтателями, но теми, кто делами праведности свидетельствует о Боге мира и добра.
Христианский идеализм не означает, что мы можем расслабиться и впасть в прекраснодушие. Совсем наоборот. Это все новые задачи и поводы для молитвы. Молитвенная связь с Богом - это то, что делает христианские идеалы жизненными и действенными. И, если мы искренне просим Небесного Отца, избавить нас от зла. То так оно и произойдет.
Жизнь Церкви - это жизнь не оторванная от вызовов мира и сегодняшнего дня. Но жизнь, возрожденная примирительной жертвой Сына Божьего на кресте. В Церкви мы в Божьем присутствии, пред Его взором покаянно признаем реальность зла, несправедливости и неправды в мире, частью которого мы являемся. Мы вкушаем Его милость, благодать, воплощенную во Христе. Обетование Небесного Царства и благословение идти в мир и нести ему весть о спасающей и преображающей доброте Бога.
Если возможно, будьте в мире со всеми людьми - призывает нас сегодня апостол Павел. Иными словами, как только возникает такая возможность, старайтесь быть в мире с людьми, вопреки всякой злой логике. Если мы сознаем во что может превратиться даже самая маленькая искра вражды - то должны радеть о мире. Блаженны миротворцы - они дети Божии. Порой они выглядят как некие юродивые среди разумных и убедительных доводов проповедников беззакония. На самом же деле голосами своих детей Бог мира призывает человека уберечься от самоуничтожения.
Сам апостол Павел прекрасно знал о конфликтах. Они происходили непосредственно в его общинах. Он отдавал себе отчет в том, что мир не может быть достигнут любой ценой, с некоторыми вещами невозможно мириться. Их необходимо менять и действовать решительно ради сохранения мира Христова для всех.
Господь говорит: мир мой даю вам! В этом мире мы пребываем как любящие братья и сестры. А также мы призываем всех других к примирению с Богом. То есть обрести Божий мир, смирить себя и стать вестниками примирения. Все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения (2Кор. 5:18).
Пусть наш христианский идеализм проявится в чем-то, что кажется на первый взгляд незначительным. Но часто именно в таких незначительных на первый взгляд вещах, мы в дальнейшем распознаем то, что имеет подлинное значение.
Так было в истории Иосифа. Братья позавидовали любви к нему отца, Иакова. Движимые завистью и злобой они продали его в рабство. А отцу солгали о случившемся, сказав будто дикие звери растерзали его. Иосифа однако сперва покупает египетский царедворец, а затем он становится мудрым советником самого фараона. Во время голода Иосиф распоряжается помочь явившимся к нему в нужде братьям. Открывшись им, он не держит зла, но свидетельствует им о том, как Бог обращает зло в добро. Семья Иосифа воссоединяется вопреки злой логике. Благодаря миру в сердце Иосифа, которое не озлобилось, но осталось верным Богу и любящим.
Не будь побежден злом! Из этих слов следует, что христианин призван не к пассивности, а к борьбе. Зло никогда не является умозрительным. Оно всегда приобретает более чем конкретные очертания. Так почему же добро должно становиться абстракцией?
Зло хочет приучить нас к себе так, чтобы уже не вызывать смешанных чувств и зазрения совести. Человек начинает верить в то, что зло неизбежно и оправдано. Ему кажется, что маленькое зло вообще можно сбросить со счетов, будто его не существует. Но именно из таких маленьких зол вырастает большое. Маленькое молчание многих против зла, творит большую несправедливость. Маленькое соглашательство - источник масштабных злодеяний. Поэтому зло необходимо выводить на чистую воду, разоблачать и обнажать. Снимать с себя его ярмо.
В соответствии с временем и местом зло меняет свои обличья. Но суть его остается той же. У братьев Иосифа были свои резоны и свое оправдание для того, чтобы избавиться от него. И если бы Иосиф отплатил им тем же, то дьявольский круг бы замкнулся. Этот круг был бы окружен выдуманными дикими зверями готовыми напасть. А внутри жил бы животный страх. Потому что этими дикими зверями, совершившими преступление, были они сами, братья Иосифа. Но все произошло иначе. Словно горящие угли добро праведного Иосифа растопило всякое лукавство его братьев.
Блаженный Августин писал: «не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Разумеется, так бывает: злой человек побеждается добром. В злом человеке зло побеждается добром, и человек освобождается от зла: не внешнего и чужого, а личного, своего, которое опустошает больше и страшнее, чем любой внешний враг».
Да, это так: Зло, как и любой грех может жить в нас. Оно не умозрительно, оно жилец нашей души. Оно селится в ней незаметно. Словно в своем доме зло распоряжается ей, как своей. Нашу душу в равной степени опустошают как дурные поступки, так и та злоба, которую мы храним и взращиваем в себе, когда мы обидчивы и злопамятны. Однако, жильцом нашей души зло является лишь до той поры, пока не будет выселено. Да, возможно, оно будет наведываться к нам. Стучать в дверь и искать любые лазейки, чтобы вернуться. Однако, греху становится скучно и некомфортно с неисправимыми идеалистами. Ему совсем нет места в верующей душе, обретшей своего доброго Пастыря Иисуса Христа. Аминь!