· 

Проповедь на пятое воскресенье после Троицы пропста Елены Бондаренко

Дорогие братья и сестры,

Сегодня мы читаем про чудесный лов рыбы. Сейчас лето, поэтому эта тема может заинтересовать многих, увлекающихся рыбалкой. Часто бывает так, что ничего не клюет, а бывает, попадается интересный улов. В нашем тексте для проповеди сегодня улов просто необыкновенный, потому что в дело вмешался Бог, Он помог Петру, и Петра посетило чудо. Чудо непростое, символическое, потому что это было пророчество, которое сбылось. Простой рыбак действительно с помощью Божьей стал ловцом человеков, стал по преданию первым епископом Рима, и на нем стоит Церковь.

Странно, что когда Петр увидел свой чудесный улов, Он стал просить Христа оставить его, потому что он грешник. Почему он не обрадовался, а испугался? Почему он отказывается от помощи Бога?

Наверное, в этом проявлялся его человеческий эгоизм. Евангелия много рассказывают о том, что Петр был самым обыкновенным, не совсем образованным, импульсивным, трусливым, грешным человеком. Христос призвал его не по заслугам, а потому что на то была Его воля, часто непостижимая. Петр проявляет свой эгоизм, не принимая дар Христа, а говоря, что он грешник. Это можно на первый взгляд принять за смирение, но на самом деле это эгоизм. Часто даже в современном мире, в верующих кругах есть тихое соревнование: кто самый грешный, чтобы показать свое смирение. Но это все старый человеческий эгоизм, который объединяет поколения как верующих, так и неверующих, о котором мы читаем даже в Евангелиях.

Читая евангельские истории, невольно задумываешься о том, как странно мы, люди, поступаем. Зачем мы иногда хотим показать, что мы смиренные, что мы верующие, что наша духовность выше, чем у других? Наверное, чтобы отличаться от других, чтобы доказать свою уникальность. Но может быть, существуют другие способы осознать свою уникальность? Бог каждому человеку посылает Свои дары, как Он это сделал с Петром. Наша проблема на самом деле заключается в том, что мы трагическим образом часто не видим те дары, которыми нас награждает Бог. Эти дары могут быть нашими способностями или же людьми, которые рядом с нами, дары могут быть природой, которая живет совсем рядом с нами. Часто мы не замечаем какие-то открывающиеся возможности или же не хотим видеть свои уникальные черты, сравнивая их с другими. В результате наш лов рыбы остается на стороне, а мы сами предаемся в поиске чего-то, чего мы и сами не знаем.

Христианская Церковь, существующая на свете многие века, имеет полезную практику, которая призвана к тому, чтобы успокоить нас и обратить внимание на реальные духовные стороны жизни, которые могут нам помочь. Это не духовное соревнование на веру и смирение, а общение с Богом, которое способно исцелить нашу духовную слепоту. А начинает Церковь с малого: утренних и вечерних молитв. Это немного, но как же трудно их придерживаться! Утром мы часто быстро встаем и начинаем собираться на работу, начинается суета тяжелого рабочего дня. Церковь же предлагает нам начать день с того, чтобы осознать тот факт, что мы живы, поблагодарить Бога за этот дар – ведь это так много! А вечером поблагодарить Бога за все, с чем мы столкнулись, за все жизненные уроки, за все, что мы видели, за всех, кого мы встретили – ведь во всем этом есть глубокий смысл. Наш день – это не надоевшая рутина, а чудесный лов рыбы, и если мы так будем относиться к своим будням, то очень многое поменяется.

Сегодняшний текст для проповеди говорит нам о призвании и о нашем отношении к нему. Видим ли мы свое настоящее призвание? Ищем его? Часто под призванием мы понимаем что-то недосягаемое, что-то возвышенное, неземное. Но ведь не все люди полны неземного вдохновения, возвышенных творческих планов и недосягаемых жизненных событий. Они потеряны или у них нет призвания, или Бог им дает очень мало, тогда почему? Мартин Лютер писал, что любое занятие, которое приносит нам хлеб насущный, которое мы хорошо выполняем, на которое мы оказались поставленными в жизни – это наше призвание. Призвание может быть любым, главное – как мы к нему относимся, видим ли мы его важность, ценим ли его или молча, протестуем? Это очень тонкие грани, разглядеть их сложно – для этого нам и дается жизнь, чтобы найти Бога в своем призвании и услышать Его волю для нас. Иисус Христос терпеливо ведет нас по этому пути. Аминь

 

Пропст Елена Бондаренко

Проповедь на пятое воскресенье после Троицы 12.07.2020

Кафедральный Собор свв. Петра и Павла