Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с вами. Аминь.
Ин 9 1-34
Иисус проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: "пойди на купальню Силоам и умойся". Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Зрение очень важно для человека. Слепой человек почти не может без помощи. Конечно в современном мире, в развитой его части пытаются помочь слепым быть социально самостоятельными, хотя бы частично. Есть собаки-поводыри, есть на тротуарах специальные метки, звуковые сигналы. Опять же медицина не стоит на месте. В древности было хуже. Плохо видящий не мог охотиться, не мог добывать пищу. Значит, был обречен. Однажды в передаче про животных смотрел про старого льва, который почти ослеп. Его выгнали из прайда, он не мог охотиться, иногда ел какую-то падаль и в итоге его, ослабевшего, загрызли гиены. В Израиле времени Иисуса люди с ограничениями в развитии, с патологиями считались грешниками. Т.е. общество отвергало их на обочину жизни. Урезая и так небольшие шансы на жизнь. У слепого молодого человека из сегодняшней истории еще были живы родители, и это помогало ему. Но впереди у него не было будущего. Одна тьма и неминуемый скоропостижный закат.
Как в начале какого-нибудь фильма про апокалипсис. Когда какая-нибудь зараза, бедствие обрушивается на мир. Многие гибнут. Привычный мир уходит в небытие. Оставшиеся пытаются выжить. Скорее инстинктивно, потому что здравая логика говорит, что будущего нет. Прекрасного будущего. Эта самая логика подсказывает, чтобы выжить надо быть рациональным, безжалостным, когда требуют обстоятельства. Как на войне. Или ты или тебя. Так, по таким законам в основном и жили люди подавляющую часть своей истории. От законов джунглей до сего дня. Одни сообщества воюют с другими. Более слабые погибают. Естественный отбор. А внутри своего сообщества есть система наказаний за вину. Но какая вина у слепого от рождения? Если и не он, то родители виноваты, иначе его надо принять фарисеям за равного, т. е. безгрешного как они, а это значит принять его, помочь ему. А это не рационально. Это неправильно по их логике. Так не выживешь.
Ученики, узнавшие от Иисуса, о Царстве Божьем, спрашивают Его как же теперь? Ты сказал, что пришел новый мир. Так кто же теперь виноват? Христос не признает такого вопроса, такого положения вещей. Не признает такого правила, такого закона. И Он исцеляет слепого, причем в субботу. Он не думает и не действует по правилам этого мира. Он действует не рационально и прежде всего по отношению к Себе. Его только что чуть не побили камнями в Храме, и Он тут же нарушает существующий закон о субботе. Это безрассудно, это опасно. И Иисус снова в этом показывает пример ученикам. Иногда, чтобы тьма отступила, нужно наступить на себя ради другого. Ради лучшего будущего. Наступить на свое спокойствие, рассудительность, на свою безопасность. Выйти из зоны комфорта и сделать шаг.
“Но всё что мне нужно это несколько слов и место для шага вперед” - так пел Виктор Цой в перестроечные 80е. Жизнь должна как река бежать, как сама природа, меняться, обновляться. Весна должна сменять зиму. Иначе река и жизнь превратятся в болото. И тогда завоняет. Конечно, и в болоте есть жизнь. Но еще в одном давнем мультфильме водяной пел: а я хочу летать, а я хочу летать. И прыгал из болота. Если посмотреть на нашу действительность, то видно, что люди не хотят быть слепыми котятами. Которых куда повернешь, они туда неуверенно и идут, как во тьме. Нам нужен свет, свет на горизонте. Нужна возможность говорить и шагать вперед. Как в личной жизни, так и в общественной.
Эта история про исцеление слепорожденного выявила, что в действительности слеп оказался в итоге не он. А многие и многие иудеи. И прежде всего элита. Хотя и есть поговорка что ученье - свет, а неученье - тьма. Но так, как повели себя вроде как начитанные и образованные фарисеи показало, что только что прозревший простой грешник видит истину яснее их мудреных. И не просто видит, но и защищает ее с угрозой для себя.
“Сможешь ли ты принять как есть, Встать и выйти из ряда вон, Сесть на электрический стул или трон.” эти слова еще одной песни Цоя очень подходят к создавшейся ситуации прозревшего. Чудесное исцеление было только началом потрясений в тот день для этого человека. Ему пришлось преодолеть страх перед иудеями, которые говорили с ним как следователи. И смело возражать им. Преодолеть страх собственных родителей, которые, вместо радости о прозревшем сыне, испугались, отгородились от него. И остаться верным правде и истине. Почему?
Ему была дана вера. Не в себя. Не в справедливость. Не в законы этого мира. А в Прощение. В Любовь. В Милосердие. В Христа. Но вера в Спасителя чужеродна нашим грехам. Поэтому жить с нею это сложный процесс, со сложным зачастую выбором, ошибками. Но и одновременно это жизнь в прекрасном будущем, уже сейчас авансом. Это прекрасная возможность думать и действовать не по законам борьбы за выживание, в страхе и постоянной тревоге. Но возможность жить исходя из любви нового мира, мира прекрасного отчасти уже сегодня. Иногда чтобы возжелать этого нового всем своим существом надо оказаться на обочине. Как слепорожденный. Оказаться на краю, чтобы потом полностью довериться и сделать шаг из ряда вон. И из темного трюма этого мира через встречу с Христом оказаться как прозревший на капитанском мостике плывущего корабля навстречу восходу рядом с капитаном.
Это исцеление слепорожденного часто сравнивают с Крещением. Мы тоже рождаемся с недугом, с грехом. Тоже страдаем от него. Ослепляет нас он и делает незрячими. Но все равно мы не устаем жаждать чего-то светлого, нового, чистого, обновляющего. И наша жажда утоляется, когда мы получаем прощение и милость. Всех нас находит Христос. Каждого на своем месте. Каждого в свое время. И на каждом Крещении мы вновь слышим слова Христа: “Я свет миру и кто последует за Мной тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. Через веру мы получаем, не только прощение, но и силу сказать несколько слов. Слов благодарности и сделать шаг вперед. Навстречу будущему. Прекрасному будущему. Навстречу Христу.
Проповедь пастора Виктора Вебера на восьмое воскресенье после Троицы
Кафедральный Собор свв. Петра и Павла
Москва 2 августа 2020