• Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
• [Зач. 89.] два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
• Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
• пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
• Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
• Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18:9-14)
Дорогие братья и сестры,
Наш сегодняшний текст для проповеди отражает классическую ситуацию в религиозной жизни людей, независимо от того, какого они вероисповедания. Даже в лютеранской церкви часто слышишь, почему люди приходят в лютеранскую церковь: потому что здесь здорово, здесь свобода, здесь почти все разрешено, не то, что у этих…и дальше могут быть самые разные конфессии. Там есть странные и непонятные обычаи, там все слишком строго, там язык непонятный и так далее. Другие конфессии, в свою очередь, могут утверждать, что как хорошо, что они просто замечательные по сравнению с этими…у которых все можно, все слишком легко и понятно и тому подобное. Разве это не напоминает нашу евангельскую историю о фарисее и мытаре?
Все мы в какие-то моменты своей жизни ведем себя как фарисеи, а в какие-то моменты – как мытари. Часто в свои периоды, похожие на мытаря, мы раскаиваемся именно в том, что вели себя как фарисеи, потому что в фарисейской позиции нет жизни. Фарисей представляет собой, как он считает, само совершенство. Он уже всего достиг, и он ни о чем не просит Бога, только благодарит Его за свое совершенство. Он уже поставил себе при жизни памятник, более никакого духовного роста в его жизни не будет. Мытарь, конечно, грешник. Ему дано это увидеть, принять и исповедовать. За то, что он открыт Богу, ему дан дар покаяния, а покаяние ведет к духовному росту. Перед мытарем открывается множество возможностей развиваться в духовном плане, потому что он несовершенен, он кающийся грешник, он ищет, прежде всего, общения с Богом – он не замечает рядом стоящего фарисея, и ему все равно, какое он производит в религиозном плане впечатление.
К какому духовному росту приводит покаяние? Что ожидает нашего мытаря из притчи? Духовный рост не бывает у разных людей одинаковым, даже у единоверцев, которые живут в одной и той же традиции. Левий Матфей, коллега нашего мытаря из притчи, например, стал евангелистом. Какое замечательное развитие! От сбора налогов, которые все ненавидели и воспринимали как бессмысленное давление, он проделал духовный путь и стал писателем, да еще каким! Жанр Евангелий уникален, Матфей написал Книгу с большой буквы, книгу, интересную, увлекающую людей вот уже 2000 лет, книгу, в которой каждый верующий человек найдет самого себя. А знаменитый Савл, который преследовал как он считал опасную секту христиан – после покаяния и обращения ко Христу ему дано было превратиться в апостола, хотя он никогда при жизни не видел Иисуса. Павел написал множество замечательных писем, совершил настоящие морские путешествия со всевозможными приключениями и стал отцом множества христианских общин в Средиземноморье. Его жизнь преобразилась: от скучной кровавой жизни палача до увлекательного миссионерского пути. Таков был его духовный рост, потому что он честно признал свои не просто ошибки, но настоящие преступления.
Говоря о таких замечательных примерах, может возникнуть праздный вопрос, его задаст фарисей, который сидит глубоко в каждом из нас: чтобы иметь духовный рост, надо обязательно серьезно согрешить или совершить преступление? Конечно, нет. Покаяние не связано напрямую с преступлениями. Примером тому может послужить Мартин Лютер. Он был очень верующим и очень правильным человеком. Это он ощутил во время своего путешествия в Рим. Но осознание греховности окружающего церковного мира не пробудило в нем лично фарисея: он каялся всю жизнь, всю жизнь ощущал в себе зависимость от греха, и его духовное беспокойство, его поиск как результат раскаяния послужил толчком к новой церковной жизни, обновившей весь западный христианский мир. Главное не давать внутреннему фарисею голос. Главное искать Бога, даже если это доставляет нам порой много беспокойства.
Молитва мытаря из притчи стала символом настоящей христианской молитвы – когда мы отходим от всего, что питает нашу гордыню, чувствуем раскаяние в том, какие мы есть, и начинаем искать Бога. Бог обязательно ответит на такое духовным толчком к росту.
Эти переживания мы находим в стихотворении Иннокентия Анненского:
Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем...
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.
С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?..
Не надо успокаиваться на своем пути. Когда мы приходим в лютеранскую церковь, совершенно ясно, какие у нее достоинства, которые радуют нас – но это еще не совершенство, потому что в христианском мире совершенство – это фарисейство, а лютеранская церковь призвана с самого начала фарисейству противостоять.
Мартин Лютер неоднократно писал о фарисеях и предупреждал своих последователей об опасности фарисейства. Он видел, что фарисейство еще с ветхозаветных времен как паразит живет в рамках религии, пытается задушить веру, чтобы питаться ее соками. Он писал: «То, что предприняли иудеи, происходит всякий раз, когда мы не замечаем главного и беспокоимся о других, ненужных вещах. Так фарисеи были озабочены лишь своей свободой, поскольку Закон и Слово Божие обещали им, что они не будут подчиняться никому, кроме своего собственного царя, однако они попали под власть Римского императора. Писание учило их почитать Бога и любить ближнего, однако они оставили это, озаботившись другим. Им было обещано, что если они будут поступать по Слову и заповедям Божиим, то останутся свободным народом. Они не потрудились соблюдать заповеданного, сохранив, однако, желание быть свободными и иметь своего царя. Мы поступаем подобным же образом. Мы хотим пользоваться христианской свободой, полагая, будто разрушение изображений или непослушание властям делает нас христианами, но поступая так, мы пренебрегаем верой и любовью.»
После выступления Мартина Лютера 31 октября 1517 года реформация пошла дальше, и дальнейшее развитие реформации, которое стало производить расколы, Лютер не поддержал. Реформа Лютера – это церковная реформа, желание возродить церковное учение и сделать церковную традицию более жизнеспособной. Реформация же пошла дальше: например, движение Томаса Мюнцера. Мюнцер тоже был священником, но его последователи уничтожали иконы, жгли церкви и проповедовали равенство и братство. Знакомая уловка, с которой сталкиваемся часто и мы, хотя времена крестьянской войны в Германии давно миновали и стали просто страницей из старинной истории. Лютер видел в такой реформе фарисейство и опасность для христиан: люди перестали видеть самое главное – веру и любовь, а видели только свое собственное стремление к свободе, даже не разобравшись, что такое свобода, каковы заповеди Бога и к чему призваны верующие.
«Мы хотим пользоваться христианской свободой, полагая, будто разрушение изображений или непослушание властям делает нас христианами, но поступая так, мы пренебрегаем верой и любовью». Лютер - действительно важный для нас человек и пример для всех нас, потому что он ее сумел сохранить, находясь в очаге антицерковной и антиклерикальной борьбы. И это замечательный пример для Лютеранской Церкви, мотивация для нашего духовного роста и наших молитв. Аминь.
Пропст Елена Бондаренко
Проповедь на одиннадцатое воскресенье после Троицы
Кафедральный собор свв. Петра и Павла
23.08.2020 Москва
#христианство #лютеранство #проповедь