Не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
(Мф.10:26-33)
Реформация стала прорывом к личностной свободе, свободе человеческой души. Она дала возможность людям выстраивать свои отношения с Богом и ближними без каких-либо иных посредников, кроме одного Христа. Христос снова оказался в центре отношений в церкви и обществе. Его Евангелие стало основой мышления и созидания.
Не неведомое и далекое божество, безразличное к человеческим чувствам и заботам, но живой Иисус, непосредственно обращенный к нам, становится ясным ориентиром, которым можно и нужно руководствоваться. Ровняться на Него и следовать за Ним. Не бояться, не таиться, но, как это выражает сегодняшний проповедный текст из Евангелия от Матфея, «говорить при свете и проповедовать на кровлях». То есть открыто исповедовать свою веру.
В преддверии дня Реформации один христианский телеканал задал мне ряд вопросов. Одним из них был: кто является наследниками Реформации?
Это очень важный вопрос. И первыми на ум приходят имена тех знаковых личностей, которые стали продолжателями дела Лютера в разных странах, включая Россию. Это не только великие богословы и священнослужители. Это люди самых разных призваний. Их объединяет то, что они свидетельствовали о своей вере в практических трудах. Порядочность, верность, профессионализм, активная жизненная позиция - эти и другие качества всегда являлись самыми красноречивыми характеристиками евангелической веры. И ведь не золотые митры и купола, но золотые руки и головы - были и остаются главным капиталом любого общества.
Так, например, книгопечатник Ганс Мессингейм прибыл в Москву по приглашению Ивана Грозного из Дании. Было это в 1552 году. Им была основана первая российская типография. Но, помимо того, что Мессингейм был книгопечатником, он еще был лютеранином. Потому не мог ни отречься, ни утаить своей веры. Ведь Слово Божье говорит нам, что зажженную свечу не укрывают, но ставят на подсвечник, чтобы светить всем, и город, стоящий на вершине горы не скроешь от глаз. Свет Евангелия должен светить всем. Христиане поставлены Христом быть светом миру. Потому, помимо печати Четвероевангелия, им были привезены лютеранские вероисповедные книги. Иван Грозный с интересом к ним отнесся. Вследствие чего было разрешено строительство первой лютеранской церкви в Москве в 60-е годы XVI века.
Или пастор Эрнст Глюк. Его личность поистине многогранна. Он известен нам и как богослов, и как переводчик Библии и катехизисов Мартина Лютера на латышский и русский языки, и как педагог и просветитель, активнейший участник современных ему событий. Именно в его доме воспитывалась Марта Скавронская. Впоследствии она станет супругой Петра I и императрицей Екатериной I. Таким образом будет заложена долгая традиция российских монархов - жениться исключительно на лютеранках. Но, что еще важнее, Эрнст Глюк организовал в 1705 году первую общедоступную гимназию в Москве. С тем, чтобы готовить мыслящих и грамотных молодых людей со знанием иностранных языков и возможностью дальнейшего обучения в европейских университетах. Василий Ключевский отзывается о ней так: «Гимназия Глюка была у нас первой попыткой завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова». К сожалению, просуществует она не долго. Но здание на Маросейке 11 до сих пор стоит и напоминает нам о том благородном начинании.
Или еще пример. Адриан Блюменталь. Врач, писатель, переводчик, церковный деятель. Для него также было вполне естественно сочетать в себе христианскую идентичность с гражданским и профессиональным долгом. Богословие с медициной. «Врачевание - это организованное осуществление добра» - говорил он. Он следовал девизам «Мастерство врача в его добром сердце», «врач должен быть праведным и милосердным». Поэтому, будучи главврачом Голицинской больницы (сегодня 1-я Градская) и Московском воспитательном доме, проводя бесплатное лечение пациентов и воспитанников, он был чутким не только к физической, но и душевной боли. В общине св. Михаила в Москве и в качестве президента Церковной Консистории Евангелическо-Лютеранской Церкви России он инициировал ряд благотворительных проектов. За свою научную и практическую деятельность он был удостоен высоких государственных наград и званий.
Так получилось, что в нашем церковном календаре два дня стоят рядом: праздник Реформации и день поминовения жертв насилия, войны и террора. Одно оказалось тесно связано с другим.
Поэтому не случаен вопрос: кто был продолжателем Реформации во время репрессий? Когда не осталось в живых не только ни одного действующего пастора. Уничтожены были практически все те, кто составлял ее элиту - как священнослужители, так и миряне. Было сделано все, чтобы любое продолжение было невозможно. Чтобы все погибло в геене забвения.
Насилие, война и террор - плоды устрашения и несвободы. Причем те, кто вершит беззаконие сами находится в заложниках собственных демонов. Они несвободны от той лжи, которую породили и зла, которое учинили. Те, кто ради власти и ее сохранения за собой готов пойти буквально на все, являют самый главный страх. Страх быть однажды разоблаченным. Страх предстать перед высшим Судьей и Вседержителем. Этот страх тем больше, чем абсолютнее власть, сосредоточенная в человеческих руках, чем больше она переходит дозволенные пределы. Ведь любая власть только вверяется человеку Тем, Кому она по праву принадлежит. То есть Богом. Потому любой властитель должен помнить о границах своей власти.
Для верующего человека любой ступени общественной лестницы действует естественный ограничитель - это христианская вера. Вера всегда обращена к Тому, Кто не спит и не дремлет, перед Чьим взором мы проводит все свои дни. Вера постоянно связана с покаянием и молитвой. Ведь только покаяние и молитва, могут очистить, отрезвить, взразумить нас. И снова осознать, что одной лишь милостью Божьей мы можем называться христианами, Божьими детьми. Без благодати Христовой, без действия Духа Святого никакая власть ни светская, ни духовная не устоит и не имеет будущего. Нельзя построить ничего хорошего на насилии войне и терроре. Так же как бесполезно ждать милости от людей, посягающих на то, что принадлежит одному Богу.
Вопреки всему дело Реформации в годы гонений не прекратилось. Оно продолжилось в более чем скромных условиях так называемых братских общин. Там не было больше красивых кирх, пасторов в облачении, богослужебных книг. Там жила самая простая вера. Вера, лишенная всякого украшения и всякого пафоса. Но вера, которая дает жить даже на самой безжизненной почве. Проповеди казахстанских и киргизских степей, молитвы вечной мерзлоты, песни трудармии стали безыскусным, но очень искренним исповеданием евангелической веры. Они показали, что связь со Христом не разорвешь. Она внутри человеческой души. Она остается свободной вместе с Ним. Тело страдает и лишается жизненных сил. Но душа не отрекается от своей главной надежды. Душа рвется на свободу. Она надеется на завтрашний день со Христом без страха.
Итак, кто они, наследники Реформации? Это не только герои прошлого. Это и мы с вами. Каждый из нас, празднующих сегодня день Реформации, - наследник Реформации. Люди разных профессий, разного опыта, разного достатка, разного возраста, собранные в одну общину Духом Святым. Все мы братья и сестры, которые помнят о Божьей верности в прошлом, созидают по милости Его настоящее, надеются на обетованное будущее с Ним. Мы наследники Реформации, потому что исповедуем Христа, и совместно церкви на богослужении, и каждый в отдельности в своей частной жизни. Да поможет нам Господь оставаться верными. Да направляет Он наши шаги по воле Своей в этой жизни так, чтобы нам наследовать вечное Царство Его.
Архиепископ ЕЛЦР Дитрих Брауэр
Проповедь на День Реформации
Кафедральный Собор свв. Петра и Павла
Москва, 01.11.20
#лютеранство #день_реформации #Иисус_Христос #вера #свобода #проповедь #Архиепископ_Дитрих_Брауэр