· 

Проповедь пастора Виктора Вебера на третье воскресенье от конца церковного года

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет с вами. Аминь

Фессалоникийцам 5 1-11

1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы – бодрствуем ли, или спим – жили вместе с Ним.
11 Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Ожидание это то, что нам свойственно. Потому что мир вокруг нас, и мы сами меняемся. И изменения происходят, как правило, под каким-то внешним воздействием. Поэтому мы всегда чего-то ожидаем. Лучшего или худшего. Скорее и больше конечно ждём и желаем лучшего для себя, для родных, для общества. Мы хотим жить все лучше, всё достойнее. Как говорит Павел: желаем и говорим о мире и безопасности. Но мы знаем, что наши планы и ожидания часто корректируются. Как говорил ушедший из этого мира на днях М. Жванецкий: “Жизнь - как рояль: клавиша белая, клавиша черная...крышка.” Мы хотим большую белую клавишу, а нам бац - большая черная в виде например пандемии. Она как вор в ночи пришла и мы даже не знаем, когда покинет наши дома, наши мысли, наши жизни. И многие, к сожалению не дожидаются.

Но есть периоды в жизни человека или общества, которые прямо так и говорят или кричат о грядущих переменах. Например, солдат постоянно думает о дембеле и ждёт его. И известная поговорка: дембель неизбежен, греет и утешает. И в начале службы кажется, что она как бесконечность. И когда приходят дни его осуществления человек испытывает необычайно волнительные чувства. Чувства исполнения давно ожидаемого. Чувство свободы и начала новой лучшей жизни. Или когда женщина ждёт рождения ребёнка она тоже вся в напряжении весь этот путь от новости, что беременна и до родов. Ждёт и постоянно думает о часе X. Который приходя, меняет реальность. Много мало ли, но есть у нас такие события в жизни, которые можно запланировано ожидать.

Но, то о чем говорит Павел - пришествие Христа - не запланировать совсем. И думаю, мы уже не ждём его, так как ждали современники Павла. Христиане, каждое следующее поколение, как мне кажется, привыкали к мысли,  что, скорее всего именно в нашей жизни этого не произойдёт. А спустя 2000 лет сегодня, наверное, вообще мало кто об этом задумывается всерьёз. Думать не серьезно о Дне Господнем - что может быть более парадоксально и ужасно для, по крайней мере, христиан. Ведь мы на каждом богослужении молимся о наступлении этого дня. Но какие чувства мы испытываем, размышляя о его наступлении?

Читая Писание о Дне Господнем, мы можем получить противоречивые чувства. Ветхозаветные(в основном) авторы рисовали ужасные картины: трагедии, катастрофы, вплоть до космических, в ходе которых вселенная будет разрушена до самых оснований. Это будет время суда. Новый Завет связывает День Господень с пришествием Христа. Чего нам ждать, тем более в деталях, до конца не понятно. А то, что нам непонятно нас страшит и пугает. И чтобы нам не жить в страхе, быть застигнутым врасплох, Павел призывает быть всегда готовым. Как солдат, ждущий внезапной тревоги. Но ждать постоянно мы не можем. Даже солдаты на дежурстве не могут быть в постоянной одинаково хорошей готовности. Но в любом случае нужны помогающие навыки, надо быстро одеваться, не паниковать, слаженно строиться, быстро бегать и знать свое боевое назначение и место. В реальной боевой ситуации это помогает выжить.

“Живи так, словно умрешь завтра. Учись так, словно намереваешься жить вечно” - сказал как то М. Ганди. Ответственные родители тоже хотят для своих детей обучения навыкам, помогающим в жизни. Чтобы вчерашний ребенок мог потом зарабатывать себе на кусок хлеба с маслом. Чтобы мог выбрать призвание и совершенствоваться в нем. Эх, кем, какими мы бы были, если бы всегда слушались своих родителей или учителей. Да и многие взрослые нуждаются особенно в условии кризиса в перепрофилировании своих знаний, в познании нового. Наша повседневная жизнь это конечно далеко не всегда боевая ситуация, но возмездие за лень, непослушание и не слышание доброго совета рано или поздно неизбежно. Поэтому нам христианам стоит вновь и вновь прислушиваться к словам апостола: “Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться”

Всегда бодрствовать и трезвиться, конечно, повторяю, невозможно. Невозможно одному. Но возможно Церкви, собранию верующих, благодаря Духу Святому. Благодаря Господу, Который не оставляет нас, но всегда с нами невидимо. Вступая в Церковь через Таинство Крещения, мы входим под Его, Господа защиту. Где, вместе поддерживая друг друга в испытаниях, имеем надежду не проспать очередную боевую тревогу. В Церкви, где мы, внимая Божьему слову, получаем христианские навыки братско-сестринского общежития и опыт отношений с Богом. Что нам дает такой опыт? “Иногда нужно умереть, чтобы начать жить” - сказал как то Пауло Коэльо. Он скорее говорит о сложных, трагичных ситуациях в жизни, которые заставляют пересматривать отношение к себе, к окружающим, к жизни. Когда человек после падения возрождается для новой жизни. Такие ситуации случаются почти у всех. Мы, верующие знаем, что без Господа невозможно возродиться. И опыт Церкви, многотысячелетний опыт отношений человека с Богом, это опыт падения и милости, греха и праведности Христовой нам может помочь. Не нашей, но Христовой. И через Крещение она нам, эта спасающая праведность, доступна. Как пели мы в хорале: “В Христа отныне облачен и Духом щедро одарен.” Дух Божий, Которым мы щедро одарены в Матери Церкви, вот Он, может всегда трезвиться и бодрствовать. Именно Он может выдавать нам, словно из оружейки солдатам, броню веры и любви и шлем надежды спасения.

Чтобы не боятся нам Дня Господня и тех испытаний, которые выпадают нам на пути к нему. Мы сыны последнего дня. - говорит нам апостол. Мы - сыны и дочери. Т.е. грядущий День Господень для нас как отец и мать. Мы не должны боятся последнего дня нашей жизни и всей истории. Это день когда спадут все оковы греха, страха, вины, смерти.  “Смерть, наверное, самое лучшее изобретение Жизни. Она — причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому” - говорил покойный Стив Джобс. Возможно, он уже удостоверился в этом. Павлу же Господь это открыл еще при жизни без всяких там «наверное». "Для меня жизнь - Христос, смерть – приобретение" - бодрил апостол свою паству. Он тоже не знал когда уйдет к Господу, но как верный его солдат был всегда готов это принять. “Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность” сказал как то И. Кант. Мы тоже не знаем, когда призовет нас Господь к себе. Не знаем мы и даты Дня Господня.

Но точная дата это значит точный срок, т. е. срок продолжительности Божьей милости. Когда у неверующих еще есть шанс. Но милость ведь Его бесконечна. Это конечно не говорит, что Пришествия Христа не будет. Будет. История творения она, конечно, имеет срок. И милость продолжиться. Бог давал, даёт, и многим ещё даст шанс узнать Христа. Мы же будем благодарить Бога за каждый новый день жизни. За каждую возможность познать себя, окружающих, Господа. За каждую спасенную новую душу. Сегодня вновь произошло Таинство Крещения. Ещё два Божьих дитя встали на свой христианский путь. Путь как шанс узнать о Христе, попробовать себя в отношениях с Ним. Большей частью удалённых как нам кажется. Но и непостижимо для нашего ума на самом деле близких. Для этого познания, опыта, нам нужно время. Часто целая жизнь. Жизнь как процесс дающий шанс, веру, надежду встретится потом не со страшным Незнакомцем Судьёй, но как со старым Знакомым, с Тем Кто учил, утешал, назидал, с Тем Кто отдал за тебя Свою жизнь на кресте. С Таким Любящим встретиться не страшно, но радостно. Поэтому День Господень это не катастрофа для нас - это то, что за катастрофой. Это обетованное наше спасение.

Пастор общины Кафедрального Собора свв. Петра и Павла Виктор Вебер
Проповедь на третье воскресенье от конца церковного года
Москва, 08.11.20