· 

ПРОПОВЕДЬ АРХИЕПИСКОПА ЕЛЦ РОССИИ ДИТРИХА БРАУЭРА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Самоотречение и крест, лишения, боль и смерть стали такой же частью нашей церковной истории, как и последующее воскресение и возрождение. Действительно, в тяжких испытаниях проявляется истинная сила веры. 
______________________

Подозвав народ с учениками Своими, Иисус сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мк.8:34)

«Отвергнись себя и возьми свой крест» - такие слова мы находим в Евангелии. Такой завет оставляет нам Господь Иисус Христос. Трудно это воспринимать. Еще труднее исполнить. Тем более, что с образом Спасителя у нас связаны самые трепетные чувства и самые большие надежды. 
Он действительно не призывает нас специально искать поводов для того, чтобы наша жизнь превращалась в один лишь крест. Крест как синоним страданий, лишения и смерти. И вместе с тем крест - это постоянное для нас предостережение. Ведь из рук человеческих Господь принимает смерть на Голгофе. И по Своей безграничной милости Он, распятый на кресте, дарит Свое прощение грешникам. 
Все, кто дерзает именовать себя христианами, смотря на крест, всегда должны помнить о цене примирения с Богом и между людьми. 
Можно сказать, что верующий человек привит. И я имею в виду не вакцину от коронавируса. Верующий привит крестом от принятия и оправдания зла, в какой бы форме оно не являлось. Мы привиты от духовно-нравственной слепоты, глухоты и немоты. И, пожалуй, самое главное: мы привиты от паралича безнадежности и гнета смерти. Потому что крест Христа стал для нас двояким символом смерти и воскресения. 
Христиане - это люди, так сказать, с двумя гражданствами. И я имею в виду не паспорта тех или иных земных государства, будь то Россия или Германия. Христиане принадлежат земле и небесам, времени и вечности. И поэтому мы не можем говорить о духовном, минуя земное. Образно говоря, мы должны плыть по реке жизни ответственно и иметь перед своим внутренним взором цель Божьего Царства. 
Течение жизни может быть разным. Далеко не всегда есть возможность плыть по течению. Нередко нужно идти против течения. А порой бороться с грозами и штормами. Едва ли их можно полностью предвидеть. Какими бы мы не обладали исходными данными и хорошими предпосылками. Все может измениться в одночасье, а первоначальные планы разрушены. 
Именно так произошло 80 лет назад, и со многими и ранее в 30-е годы. Сколько имен российских немцев вписано в историю России золотыми буквами. Сколько из них содействовало становлению государственности, развитию экономики, науки, культуры, сколько высоких государственных деятелей, великих исследователей и первооткрывателей, героических военачальников, сколько высококлассных специалистов в самых разных и самых важных для страны областях, сколько трудолюбивых крестьян и рабочих, сколько верных христиан? Великое множество, целый океан. И вместе с тем каждая отдельная река жизни, каждая ручеек судьбы уникален и заслуживает отдельного рассказа. 
Но всё изменилось, когда людей бросили под колеса безжалостной и бездушной кровавой машины репрессий. И там, где некогда текла жизнь, возникла пустыня. Хуже, чем пустыня. Потому что и в пустыне может что-то произрастать. Но вот загубленные и преданные забвению людские жизни ничем не восполнишь. 
«Отвергни себя и возьми свой крест» - этот призыв в контексте сказанного и в контексте сегодняшнего дня памяти не кажется таким уж неудобоваримым. Потому что он уже стал частью нашего исторического опыта. Следование этому призыву помогло сохранить себя, чувство собственного достоинства, человечность, надежду в по сути безнадёжной ситуации. 
В годы репрессий и в послевоенные годы верующие объединялись в новообразованные братские общины. В безыскусной искренности проводили они свои богослужения. Совсем как первые христиане, которых преследовали римские императоры. Эти императоры всегда грезили о божественности и внушали веру в свою исключительность и раболепный страх. Какой контраст на фоне этих притязаний представляют собой простые лютеране, в смирении и скромности внимающие голосу Своего доброго Пастыря и уповающие на новый рассвет после долины смертной тени. 
«Возьми свой крест и следуй за Мной». С этой концовкой «следуй за мной» повеление Христа обретает всю полноту своего смыла. Иисус не бросает нас на произвол судьбы. Завещая нам нести свой крест, Он призывает нас не отчаиваться и не падать духом. Его жертвенный Крест был и остается самым тяжелым на этой земле. Потому что на Нем есть место для нас всех. Столько места, сколько в Нем есть любви. То есть океан. Здесь есть место покаянию и прощению для каждого. И от какого из нас, не важно на светлой или темной стороне он находился или находится, зависит, какое направление примет река нашей жизни. 
Без креста не было бы воскресения. Крест дал нам ясно увидеть границы добра и зла. И мы должны помнить как о библейской Голгофе, так и о множестве малых голгоф недавнего прошлого. 
Самоотречение и крест, лишения, боль и смерть стали такой же частью нашей церковной истории, как и последующее воскресение и возрождение. Действительно, в тяжких испытаниях проявляется истинная сила веры. Мы унаследовали эту веру у предыдущих поколений. А значит на нас возложена очень важная миссия: сохранять память и жить так, чтобы даже самый страшный крест смог обратится в благословение.

Архиепископ ЕЛЦ России Дитрих Брауэр
Кафедральный Собор свв. Петра и Павла
Москва 28.08.21.